Разделение христианства

Распространяясь по провинциям Римской империи, христианство впитывало в себя местные традиции и обычаи, которые не противоречили сути его вероучения. Таким образом, в обрядности христианской церкви не было единообразия. После развала Римской империи возникли пять самостоятельных церквей: Римская (в Западной Европе), Константинопольская (в Малой Азии, частично на Балканах и Кавказе), Александрийская (в Северной Африке), Антиохийская (на Ближнем Востоке и частично на Кавказе), Иерусалимская (в Палестине). С образованием новых государств в восточной части бывшей Римской империи от этих церквей отделялись общины, образуя национальные церкви. Так возникли Кипрская и Грузинская Церкви.

Некоторые национальные церкви стали претендовать не только на организационное, но и на вероучительное своеобразие. Не признав решения III Вселенского собора, на Ближнем Востоке (в Сирии и Персии) возникла несторианская Церковь. Свое название она получила по имени константинопольского архиепископа Нестория, учившего о том, что Дева Мария не Богородица, а «человекородица». В результате непризнания решений IV Вселенского собора возникли монофизитские церкви: Сирояковитская, Коптская, Эфиопская, Армянская. Понятие монофизйтство происходит от греческих слов монос — «один» и физис — «природа» и служит для обозначения тех христиан, которые не согласились с учением о том, что у Христа две природы — божественная и человеческая, и существуют они «не-слиянно и нераздельно». Монофизиты утверждали, что у Христа одна природа — божественная, поскольку она, как несравнимо более сильная, поглощает человеческую природу.

Одним из самых крупных разделений христианства было разделение на западное (католическое) и восточное (православное). Оно было вызвано комплексом причин, связанных с социально-историческими и культурными особенностями бывших Западной и Восточной Римских империй, особенностями в организации, культовой практике Римской и Константинопольской Церквей, конфликтами между ними как в сфере политики, так и в сфере догматики. Главными из этих причин считают:

1) претензии Римского и Константинопольского епископов на верховную власть во всем христианском мире;

2) учение о «филиокве» Римской церкви;

3) миссионерский конфликт между церквами в Болгарии.

Первую причину следует рассматривать как продолжение политического соперничества между Римом и Константинополем за верховную власть в империи. Вторая причина лежит в области богословских рассуждений об исхождении Святого Духа. На Востоке придерживались формулировки 8-го пункта Никео-Константино-польского символа веры, на Западе в этот пункт было внесено дополнение «и от Сына» (по-латински — филиоквэ). В результате получилось: «[Верую] и в Духа Святого, Господа животворящего, который исходит от Отца и Сына...». Это добавление стало аргументом в претензии римского епископа на верховную власть в Церкви. Согласно церковному Преданию, первым епископом Рима был апостол Петр. Если допустить, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, то можно предположить, что ему (а через него всем римским епископам) Христос со словами: «Ты — Петр [греч. петрос — «камень»], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 15, 18-19) — передал особый дар Святого Духа. Разумеется, епископы других церквей, кроме Римской, не признавали подобного рода аргументации. А вместе с ней и филиокве.

Третья причина состояла в том, что в Болгарии столкнулись политические интересы Рима и Константинополя. Первыми проповедниками христианства в Болгарии были греческие миссионеры, первая иерархия также была греческой. Однако болгарский царь Борис, опасаясь попасть в политическую зависимость от Византии, пригласил в страну римских священников. Римские епископы и священники запретили болгарским христианам жить по обычаям константинопольской церкви и стали насаждать свои ритуалы. Это вызвало обвинения в адрес римской иерархии со стороныДонстан-тинополя. Развернулись споры о том, кто в Церкви главнее, чьи ритуалы более правильны и чье вероучение истинно... Дело закончилось тем, что в 1054 г. римский папа предал анафеме восточную иерархию, а глава Константинопольской Церкви — патриарх Михаил Керуларий — римскую.

Эти анафемы сохраняли свою силу до 1965 г., и только 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле были уничтожены грамоты со взаимными отлучениями от Церкви восточных и западных христиан. За многие века взаимоотлучения в Церквах накопилось такое множество в вероучении, культе и организации, что западное и восточное христианство стали самостоятельными направлениями. Западная, Римская, церковь, назвалась католической, то есть (в переводе с греческого) вселенской, а восточные церкви получили название православных, то есть исповедующих правильную веру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: