Тема 2. Основы деятельности христианских церквей в современном украинском государстве

1. Религиозная ситуация в современной Украине.

2. Православная церковь: организация и принципы.

3. Основы деятельности католической церкви.

4. Основы деятельности протестантской церкви.

1. Система государственно-церковных отношений, сложившаяся в современной Украине, в своих базовых положениях отвечает общепринятым стандартам прав и свобод человека.

Украина является поликонфессиональным и полирелигиозным государством, поэтому национального единства здесь можно достичь лишь при условии соблюдения принципа мировоззренческого и религиозного плюрализма, искоренения любых проявлений дискриминации на религиозной почве. Государство должно гарантировать свободный мировоззренческий, вероисповедный выбор, если он не выходит за пределы общечеловеческой этики, не является препятствием для интеллектуального, морального развития человека, цивилизованного сосуществования граждан. Особое значение этот вопрос приобретает в современной Украине в связи с потребностью интегрировать Церковь в систему общественных институтов.

Религиозная ситуация в Украине остается сложной и неоднозначной. С одной стороны, ей присущи некоторые признаки стабилизации, с другой – религиозная среда остается конфликтогенной, о чем свидетельствует отсутствие общего взгляда на решение целого спектра проблем.

В настоящее время в Украине действует 25 тысяч религиозных организаций всех церквей, конфессий, направлений и течений. Относительно конфессионального среза, 52,3% сети религиозных общин принадлежит к православным церквям, 27,7% – к протестантским церквям и союзам, 12,8% – к Украинской Греко-Католической Церкви, 3,2% – к Римо-Католической Церкви. Наибольшими религиозными организациями в Украине являются:

Православные церкви:

1. Украинская Православная Церковь (11 000 приходов).

2. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (3685 приходов).

3. Украинская Автокефальная Православная Церковь (1164 прихода).

Католические церкви:

1. Римо-Католическая Церковь.

2. Украинская Греко-Католическая Церковь (3438 приходов).

Протестантские церкви:

1. Адвентистские церкви.

2. Евангельско-баптистские церкви.

3. Пятидесятницкие церкви.

4. Лютеранские церкви.

5. Кальвинистские церкви.

6. Иные протестантские организации.

2. Основными документами, которыми руководствуется Православная церковь в Украине, являются документы, принятые архиерейским Собором Русской православной церкви в 2000 г. Особое значение имеет Определение Собора «Об Украинской Православной Церкви». В Уставе Русской Православной Церкви в п. 1.3, в частности, сказано: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине...». Далее в п.17 гл.VIII указанного Устава поясняется, что «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

3. Римо-Католическая церковь (РКЦ) в Украине ведет свое начало с ХIII столетия. В 1991 году Папа Иоанн Павел II придал новый импульс развитию РКЦ. В 1993 году создана Апостольская администрация для римо-католиков Закарпатья, а в 1995 – назначен помощник Апостольского администратора. В 1997 году была образована Луцкая диецезия РКЦ.

Наивысшим органом РКЦ Кодекс Канонического права (к.332, к. 336) для латинской церкви называет два органа: папу римского и коллегию епископов. Папа – наместник Христа, пастырь всей церкви (к. 331). К органам, которые помогают папе в выполнении им своей миссии, принадлежат епископский синод, коллегия кардиналов, римская курия и др. Все они выполняют работу от лица папы (к. 334).

ХРИСТИАНСТВО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Христианство возникло в Палестине в I веке н. э. Согласно учению самой христианской Церкви, ее возникновение выглядит (в предельно кратком изложении) следующим образом. На рубеже эр среди евреев Палестины воплотился Бог. Он пришел к своему народу как родившийся от девы Марии человек Иисус, чтобы спасти народ от тяжелейших страданий. Иисус, названный Христом (греческое слово христос, как и мессия, еврейское маиаииах, означает «помазанник»), дал людям новый завет для новой жизни. Но иудейские священники объявили учение Христа ложным и богопротивным, а самого Иисуса, обвинив в государственных преступлениях, предали мученической смерти — распятию на кресте. Однако на третий день после смерти Христос воскрес и затем явился апостолам (своим ученикам) и другим людям, чтобы они еще раз убедились в том, что он — Сын Божий. После этого Он вознесся, обещав явиться второй раз в конце света. Апостолы распространили рассказы о Христе — евангелия (в переводе с греч. «добрые вести») — по всей многонациональной Римской империи, сделав веру во Христа мировой религией.

Религиоведов как ученых, занимающихся историческими исследованиями, интересует не только сам факт появления новой религии, но и то, какие явления в жизни общества способствовали ее возникновению, в каких культурных условиях она формировалась, какие испытала воздействия со стороны уже существовавших религиозных, философских и прочих учений и организаций. С этих позиций ситуация, сложившаяся к началу нашей эры в Палестине, отличалась определенными особенностями, послужившими, в комплексе, предпосылками формирования христианства.

Трижды на протяжении примерно пятисот лет Ближний Восток оказывался в составе держав-гигантов (Персидской, Александра Македонского и Римской), собиравших в единое государство разные народы и, соответственно, способствовавших смешению или, по крайней мере, взаимовлиянию разных культур и религий. Идеи умирающего и воскресающего божества, божественного спасителя-мессии, конца света и Древнейшие монограммы грядущего затем счастливого царства Христа праведников передавались из одной религии в другую. Учения о божественном слове — Логосе, о теле как темнице духа, о свободе духа и божественном предопределении, представлявшие смесь идей греческой философии и восточной мудрости, также ходили по Ближнему Востоку.

В 63 г. до н. э. Иудея стала провинцией Римской империи и к началу I в. н. э. потеряла всякое самоуправление. В утрате политической самостоятельности был усмотрен религиозный смысл — наказание Бога за нарушение его заповедей. В иудаизме возникли различные религиозные партии, по-разному осмысливавшие сложившуюся ситуацию. Саддукеи, партия храмового священства, считали необходимым соблюдение евреями заповедей Торы, однако терпимо относились и к греческой культуре, и к римскому владычеству. Фарисеи, провозглашая чистоту иудаизма, выступали против контактов с чужеземцами и навязчиво демонстрировали тщательное соблюдение норм внешнего иудейского благочестия. Зилоты и сикарии были самыми радикальными движениями, они выступали за вооруженную борьбу с римскими захватчиками и теми, кто не выступал против Рима. Существовала еще и секта ессёев (эссёнов), провозгласившая путем ко спасению уход в пустыню, аскетический и коллективистский образ жизни.

В такой острой религиозно-политической обстановке в иудаизме обострились настроения ожидания скорого пришествия мессии. Идеи о грядущем приходе божественного спасителя можно встретить в некоторых древнеегипетских и древневавилонских текстах, в зороастризме, в религиозно-философских исканиях эпохи эллинизма, в религии митраизма, распространившейся в Римской империи на пороге нашей эры. В иудаизме мессианские идеи высказывались ветхозаветными пророками. Наиболее яркую картину пришествия мессии изображает пророк Исайя. В I в. н. э. в Иудеи появилось много бродячих проповедников и «пророков», возвещавших скорый приход мессии — царя праведности. Некоторые из этих проповедников провозглашали себя мессиями и вызывали смуты в народных массах.

На вопрос, кем был Иисус Христос—лжемессией, пророком или воплотившимся Богом, историческая наука не может дать ответа. Долгое время вызывал споры сам факт существования Иисуса Христа. Представители так называемой мифологической школы заявляли, что Христос—не историческая личность, а персонаж христианских писаний. Аргументы этой школы таковы: отсутствие исторических свидетельств о совершенных Христом чудесах, аналогии воскресения Христа в других восточных религиях, большое количество разночтений в христианских писаниях.

Однако реальность Христа косвенно подтверждается историчностью многих евангельских персонажей, упоминаниями о деятельности Иисуса Христа у некоторых древних историков, а также некоторыми археологическими находками. В1947 г. в местности Вади-Кумран на берегу Мертвого моря были найдены свитки с текстами, в которых рассказывается о том, что Ветхий Завет с Богом был нарушен иудеями и Бог послал к ним Учителя Праведности, через которого люди должны заключить Новый Завет с Богом. Иудеи предали Учителя на распятие, но он не погиб, а воскрес и вознесся на небо. Скоро придет конец света и день Божьего суда, на котором найдут оправдание лишь те, кто уверовал в Учителя праведности. Сами тексты, а также деятельность общины, в которой эти тексты были созданы, относится ко времени зарождения христианства. В общине кумранитов существовали обряды, аналогичные христианским: водные крещения, исповедание грехов, священная общинная трапеза.

Вначале христианская проповедь нового завета с Богом и того, что Иисус — Христос (Мессия) и Сын Божий, была обращена только к иудеям. Апостолы распространяли ее за пределами Иудеи, но исключительно в еврейских общинах городов Средиземноморья. Евреи, державшиеся за соблюдение многочисленных предписаний Торы, встретили христианскую проповедь негативно. В то же время христианские идеи привлекли представителей обездоленных масс других народов. Так христианство вышло из иудейской среды.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

Первоначальное христианство представляло разнородную совокупность общин, плохо связанных между собой. Свои объединения христиане называли экклесиями (греч. «собрание»). Постоянных помещений для собраний не было, собирались, как правило, в тех местах, где не было соприкосновения с языческим миром, часто по ночам. Эти собрания для самих христиан являлись таинством, которое нельзя совершать на глазах язычников. Центральным моментом собраний были агапии — трапезы любви, на которых в память о спасительной жертве Христовой вкушали хлеб и вино. Противники же христиан упрекали их в организации тайных обществ, несущих угрозу римским властям, неучастии в государственных культах (языческих) и даже каннибализме, поскольку христиане на своих тайных собраниях вкушают кровь и тело Бога, явившегося в образе человека. Подобного рода заявления стали идейной основой гонений на христиан со стороны официальных властей.

Друг друга христиане называли братьями и сестрами, аппарата управления в первых общинах не было. Проповедовали разные пророки и апостолы, как мужчины, так и женщины. Со временем их становилось все больше и больше, все больше различались их проповеди. Уже в конце І в. в христианских общинах серьезно обсуждается проблема лжепророков. К тому же времени появляются первые руководящие должности: пресвитер греч. пресвитерос — «старейшина») и епископ (от греч. эпископос — Спаситель» «наблюдатель, надзиратель»), пока еще выборные и между собой особо не различающиеся.

Если первоначально христианские общины состояли из бедноты, то во П-Ш вв. увеличивается число христиан из людей состоятельных и даже занимающих государственные должности. Появляются среди христиан и люди, хорошо знакомые с философией. Они пишут сочинения, защищающие христианство, обосновывающие его преимущества по сравнению с другими религиями и учениями — апологии (от греч. апологиа — «защита»). Во второй половине II в. в Александрии возникает первая христианская богословская школа.

Во П-Ш вв. христианство распространяется по всей территории Римской империи, дойдя до Британии на севере, Северной Африки на юге, Испании на Западе и Месопотамии на Востоке. Разумеется, это не означало принятие христианства всеми людьми, населявшими такую обширную территорию. Христианство состояло из отдельных общин, преимущественно городских. Однако между ними уже устанавливаются связи: более тесные — между соседними общинами, менее — между территориально отдаленными.

В общинах происходит разделение на клириков (церковнослужителей) и мирян, или прихожан (не занимающихся профессионально церковным служением). Клирики стали существовать на средства прихожан. В течение II в. епископы становятся старшими должностными лицами. Формируется церковная иерархия (священноначалие). Вся церковная власть (и вероучительная, и обрядовая, и хозяйственная) сосредотачивается у епископа. Он становится руководителем нескольких общин одной области. Пресвитер руководит одной общиной. Нижнюю ступень в церковной иерархии занимают диаконы (греч. диаконос — «слуга»), в обязанности которых вменяется попечение о нуждающихся членах общины, помощь пресвитеру в богослужении. Эту ступень, в отличие от двух высших, могли занимать и женщины. Однако со временем институт диаконис исчезает. Клирики, вначале избиравшиеся на определенный срок, стали избираться пожизненно.

Совместные трапезы перестали практиковаться. Сложился определенный порядок богослужения. Появились особые здания для богослужений «дома Господни» (русское слово «церковь» происходит от греч. кирикон — «господний»). Постепенно из гонимой религии христианство становится официально признаваемой. Последнее массовое преследование христиан произошло при императоре Диоклетиане. В 303 г. он издал указ, запретивший по всей империи христианские богослужения. Диоклетиан требовал, чтобы ему оказывали божеские почести. Так как христиане отказывались от этого, их церковные здания разрушали, имущество конфисковывали. Христиане не имели права состоять на государственной службе, распространение христианства влекло смертную казнь. В 305 г. Диоклетиан вынужден был отречься от престола, а в 313 году по указу императоров Лициния и Константина христианская религия была объявлена государственной, что означало уравнивание ее в правах с традиционными языческими культами. Но только в 529 г., когда была закрыта Афинская высшая школа — центр языческой философии, христианство окончательно вытеснило греко-римское язычество. Впрочем, в Армении христианство стало государственной религией еще раньше — в 301 г. царь Трдат III провозгласил христианство единственной религией своей страны.

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Христианское вероучение основывается на двух источниках: Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание христиан — это Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет христиане наследовали от иудеев — это Танах. Собственно христианским писанием является Новый Завет. В него входят 27 произведений:

■4 евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна);

■Деяния апостолов;

■7 соборных посланий апостолов (Иакова, 2 Петра, 3 Иоанна, Иуды);

■14 посланий апостола Павла (к Римлянам, 2 к Коринфянам, к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 2 к Фесса-лоникийцам, 2 к Тимофею, к Титу, Филимону, Евреям);

■Откровение Иоанна Богослова.

Кроме указанных книг, в начале нашей эры ходило множество евангелий, посланий и откровений. Из произведений христианских писателей конца II—IV вв. мы знаем о существовании Евангелий от Петра, Андрея, Варфоломея, Марии, двух от Фомы, трех от Марка, евангелия евреев и евангелия египтян. В качестве источников вероучения признавались Откровения Петра, Павла, Деяния Павла, Филиппа, Андрея... Само слово «евангелие» (греч. евангелиа — благие вести) в понимании ранних христиан означало проповедь их веры, прежде всего устную. Потребности в записях не было, потому что ждали скорого второго пришествия Христа. Окончательное утверждение списка канонических книг произошло на Карфагенском соборе в 419 г. Все тексты, не вошедшие в Новый Завет, стали называться апокрифическими, или апокрифами (от греч. апокрифос — «скрытый, тайный»).

Священное Предание христиан включает догматические определения соборов Церкви, а также разработку их в трудах Отцов Церкви — богословов IV-VIII вв., признанных непререкаемыми церковными авторитетами. Основу Священного Предания, а в общем, и основу христианского вероучения составляет Никео-Кон-стантинопольский символ веры (краткое изложение принципов веры, утвержденное Никейским 325 года и Константинопольским 381 года вселенскими (т. е. всей Церкви) соборами). В этом символе веры 12 пунктов.

/ «Верую во единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всем и невидимого». Здесь сформулированы догматы о единобожии и творении: Бог один, вся вселенная считается Его творением.

2.«И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, который был рожден Отцом прежде всех веков. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через которого все было [сотворено]». Иисус Христос является тем же Богом, что и Бог-Отец, он родился от Отца, но не после Отца, потому что родился прежде всякого времени. Понимание Бога как триединого (догмат о Троице) — Бог един по сущности, но троичен в ипостасях Отца, Сына и Святого Духа — самое труднообъяснимое в христианстве, на протяжении всей истории христианской религии об этом шли споры и возникали ереси.

3.«Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии и вочеловечившегося». Это догмат о воплощении. Бог стал человеком, чтобы спасти людей от первородного греха. Он родился как человек, но в результате непорочного зачатия.

4.«Распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного». Этот пункт Символа веры указывает на действительность страданий и смерти Христа, в противоположность мнениям о том, что бессмертный Бог лишь представился мертвым.

5.«И воскресшего в третий день по писаниям». Догмат о воскресении. Воскресение Христа — главное событие для христианской веры. Апостол Павел писал: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Коринф. 15, 14).

6.«И взошедшего на небеса и сидящего справа от Отца». «Справа» означает «в славе». Христос оправдал человечество, сделал человеческую жизнь достойной вечности Бога.

7.«И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, царству которого не будет конца». Христиане ожидают второго пришествия Христа, после которого состоится Страшный суд. Этот суд определит праведников к вечной жизни, а грешников к вечным мукам.

8.«И в Духа Святого, Господа животворящего, который исходит от Отца, которому вместе с Отцом и Сыном поклоняются и воздают славу, говорившему через пророков». Здесь, так же как в первом и втором пунктах, говорится о триединстве Бога, но речь идет об ипостаси Святого Духа.

9. «Во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Дог
мат о Церкви: Церковь считается Телом Христовым, несмотря на
организационные разделения она едина, как едино тело, состоящее
из разных органов. Вне Церкви нет спасения.

10.«Исповедую единственное крещение в оставление грехов». В крещении человек освобождается от всех совершенных ранее грехов и становится членом Церкви. Крещение возможно только один раз в жизни.

11.«Ожидаю воскресения мертвых». Когда состоится второе пришествие Христа, тела всех умерших соединятся с душами и оживут.

12.«И жизни будущего века. Аминь». Праведники воскреснут для вечной благой жизни, грешники — для вечных мук.

III Вселенский собор (г. Эфес, 431 г.) принял догмат о Богородице, подтвердив 2-й пункт Никео-Константинопольского символа веры: Дева Мария родила Бога, а не человека, в которого потом вселился Бог. На IV и VI Вселенских соборах (451 и 680-681 гг.) был утвержден догмат о богочеловечестве Иисуса Христа: Христос совершенный Бог и совершенный человек, божественная и человеческая природы в нем не сливаются, не растворяются одна в другой, но и не действуют обособленно друг от друга — существуют «неслиянно и нераздельно». VII Вселенский собор (787 г.) принял догмат о почитании икон.

В предельно кратком изложении суть христианского вероисповедания заключается в следующем. Бог создал человека по образу и подобию своему, в числе прочих качеств дав ему свободу и бессмертие. Совершив первородный грех, то есть нарушив волю Бога, человек утратил богоподобие, а значит, утратил в определенной степени свободу и бессмертие. Человек остался внутренне свободным, но попал в мир природной необходимости (законов природы); душа человека бессмертна, но тело подвержено болезням, старению и смерти. Своими силами вернуть исходное состояние человек не может. Но сделать это должен именно он, поскольку если бы Бог освободил человека от первородного греха без его желания и участия, то нарушилась бы свобода человека, дарованная ему Богом в качестве своего образа и подобия. Поэтому Бог становится человеком, проходит через самые жестокие страдания, умирает и, как не подверженный греху, побеждает смерть. Теперь каждый человек может стать свободным и бессмертным, если примет веру во Христа и станет членом Церкви. Быть членом Церкви необходимо, потому что, находясь в наполненном грехами мире, нельзя быть безгрешным, а в Церкви происходит очищение от грехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: