III. по Куликову

· по преобладанию основных характеристик:

Группы:

1. Эмоциональные состояния – это классы состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план.

Отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.

Различают несколько видов «+» состояний:

- чувство радости

- эйфории, и др.

Источники «+» эмоциональных состояний:

1. Еда, выпивка, секс.

2. Отдых и сон.

3. Брачные, дружеские и др. взаимоотношения.

4. Успех и продвижение по работе.

5. Физ. активность: спорт и ощущение здоровья.

6. Выполнение конкретной деятельности, использование умений и навыков.

7. Чтение, музыка, TV и др. культурные развлечения.

8. Интенсивные переживания: эстетические и религиозные.

Влияние «+» эмоциональных состояний:

Положительные эмоциональные состояния оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1. Позитивное мышление.

2. Память.

3. Решение проблемы.

4. Помощь и альтруизм.

5. Симпатии по отношению к окружающим.

«–» эмоциональные состояния.

- меланхолия – психическое состояние, отличающееся глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия (З.Фрейд);

- печаль;

- тревога – ПС, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями (Левитов);

- страх;

- паника, и др.

2. Активационные состояния.

Рассматривают в порядке снижения уровня активации (от высокого состояния возбуждения до низкого).

- Состояние возбуждения.

- Вдохновение – состояние творческого подъема, которое объективно отражается в усилении творческой продуктивности; а субъективно переживается как особая готовность, внутренняя мобилизованность на создание творческого продукта (Левитов).

- Скука – ПС, при котором понижается внимание и интерес к действительности (Левитов).

- Апатия – ПС, возникающее при напряженных и длительных интеллектуальных и физических нагрузках, а также в случаях повторяющихся, травмирующих или необратимых ситуаций (Прохоров).

и др.

3. Тонические состояния.

От бодрствования до сна.

Для тонических состояний особенно важно чередование бодрствования и сна, деятельности и отдыха, при которых нагрузка вызывает эффект тренированности, повышения работоспособности, а не истощения сил.

- сон;

- пресыщение;

- утомление;

- бодрствование;

- состояние монотонии – ПС, х-ся снижением уровня ж/д, наступает в результате воздействия однообразных раздражителей.

- Сонливость.

- «Ночная психика».

4. Тензионные состояния.

Центральной х-кой является повышение напряжения или напряженности.

Группы факторов, вызывающих тензионные состояние:

1.Повышение нагрузки, повышение требований к результатам деятельности, а также осознание ответственности.

2.Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой.

3.Возникновение препятствий на пути для удовлетворения к-либо потребностей.

4.Физические или психические травмы.

- состояние напряжения;

- фрустрация – состояние неудовлетворенности мотивов. Проявляется в озлобленности, агресси, и т.д.

- стресс.

Данную классификацию также не следует считать единственно верной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: