· по преобладанию основных характеристик:
Группы:
1. Эмоциональные состояния – это классы состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план.
Отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.
Различают несколько видов «+» состояний:
- чувство радости
- эйфории, и др.
Источники «+» эмоциональных состояний:
1. Еда, выпивка, секс.
2. Отдых и сон.
3. Брачные, дружеские и др. взаимоотношения.
4. Успех и продвижение по работе.
5. Физ. активность: спорт и ощущение здоровья.
6. Выполнение конкретной деятельности, использование умений и навыков.
7. Чтение, музыка, TV и др. культурные развлечения.
8. Интенсивные переживания: эстетические и религиозные.
Влияние «+» эмоциональных состояний:
Положительные эмоциональные состояния оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.
1. Позитивное мышление.
2. Память.
3. Решение проблемы.
4. Помощь и альтруизм.
5. Симпатии по отношению к окружающим.
«–» эмоциональные состояния.
- меланхолия – психическое состояние, отличающееся глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия (З.Фрейд);
- печаль;
- тревога – ПС, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями (Левитов);
- страх;
- паника, и др.
2. Активационные состояния.
Рассматривают в порядке снижения уровня активации (от высокого состояния возбуждения до низкого).
- Состояние возбуждения.
- Вдохновение – состояние творческого подъема, которое объективно отражается в усилении творческой продуктивности; а субъективно переживается как особая готовность, внутренняя мобилизованность на создание творческого продукта (Левитов).
- Скука – ПС, при котором понижается внимание и интерес к действительности (Левитов).
- Апатия – ПС, возникающее при напряженных и длительных интеллектуальных и физических нагрузках, а также в случаях повторяющихся, травмирующих или необратимых ситуаций (Прохоров).
и др.
3. Тонические состояния.
От бодрствования до сна.
Для тонических состояний особенно важно чередование бодрствования и сна, деятельности и отдыха, при которых нагрузка вызывает эффект тренированности, повышения работоспособности, а не истощения сил.
- сон;
- пресыщение;
- утомление;
- бодрствование;
- состояние монотонии – ПС, х-ся снижением уровня ж/д, наступает в результате воздействия однообразных раздражителей.
- Сонливость.
- «Ночная психика».
4. Тензионные состояния.
Центральной х-кой является повышение напряжения или напряженности.
Группы факторов, вызывающих тензионные состояние:
1.Повышение нагрузки, повышение требований к результатам деятельности, а также осознание ответственности.
2.Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой.
3.Возникновение препятствий на пути для удовлетворения к-либо потребностей.
4.Физические или психические травмы.
- состояние напряжения;
- фрустрация – состояние неудовлетворенности мотивов. Проявляется в озлобленности, агресси, и т.д.
- стресс.
Данную классификацию также не следует считать единственно верной.