Рубенштейн.
Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность Ч., включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причины и следствия непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения сознания и деятельности.
Из этого принципа Þ:
а) В деятельности сознание проявляется (б/я этому мы можем изучать психику объективным путем).
б) В деятельности сознание развивается (сами психические явления развиваются, а иногда и формируются в деятельности).
Психика и деятельность – это единое целое, а не тождество.
Данная теория описана в труде Леонтьева «Деятельность, сознание, психика». Основной х-кой деятельности он отмечает ее предметность. Выражение беспредметной деятельности не имеет никакого смысла.
Предмет выступает двояко:
1. первичное состояние – существует объективно.
2. образ – субъективное представление.
Гиппенрейтер Ю.Б.
В самом широком понимании предметом психологии выступает психически управляемая деятельность.
|
|
Деятельность выступает как принцип (как объяснение психических явлений) и как предмет.
Ломов.
Отмечает, что некоторые психологи слишком широко понимают понятие деятельности ® размывание.
НО: отмечает, что деятельность – базовая категория психологии, которая х-ет бытие Ч., его воздействие на социальную и природную среду с целью преобразования.
Давыдов.
Считает, что деятельность – одно из фундаментальных понятий теоретической основы Y.
Þ в отечественной Y широкое распространение получил деятельностный подход (т. деятельности).
Характеристика деятельности:
1. Деятельность носит специфический осознанный характер: это общественно-историческое социальное явление.
Деятельность Ч. можно рассматривать как составную часть деятельности общества.
2. Деятельность носит продуктивный преобразующий х-ер. В некоторой мере – активно-приспособительный х-ер.
3. Деятельность имеет социальную мотивацию, на ряду с биологической.
4. Деятельность целенаправленна и имеет организованный х-ер.
Объектом психологического анализа является индивид как субъект деятельности.
Ломов.
Деятельность без Ч. никакими психическими х-ми не обладает. Ими обладает только субъект деятельности.
«Есть деятельность, а в ней присутствует психика, сознание». (Гальперин).
Психика обеспечивает ориентировку в действительности.
Процесс отражения (психического) существует в деятельности.
Психика, как процессуальное, живет в деятельности.
Невозможно вырвать психику из деятельности (и рассматривать отдельно).
Психическое – целостное образование. Разные психические явления связаны между собой.
|
|
Когда имеем ввиду психическое и проявления психической деятельности, в деятельности есть 2 стороны (имеющих отношение к психическому):
- Внутренняя сторона.
- Внешняя сторона.
Эти две стороны постоянно взаимодействуют.
Имеют место взаимные переходы.
Внутреннее базируется на внешнем, и наоборот.
Интериоризация – процесс перехода из внешнего во внутреннее (пр: познание предметов – сенсорный -> рече-мыслительный).
Экстериоризация – переход внутреннего во внешний план (пр: цель -> результат).