Единство сознания и деятельности

Рубенштейн.

Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность Ч., включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причины и следствия непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения сознания и деятельности.

Из этого принципа Þ:

а) В деятельности сознание проявляется (б/я этому мы можем изучать психику объективным путем).

б) В деятельности сознание развивается (сами психические явления развиваются, а иногда и формируются в деятельности).

Психика и деятельность – это единое целое, а не тождество.

Данная теория описана в труде Леонтьева «Деятельность, сознание, психика». Основной х-кой деятельности он отмечает ее предметность. Выражение беспредметной деятельности не имеет никакого смысла.

Предмет выступает двояко:

1. первичное состояние – существует объективно.

2. образ – субъективное представление.

Гиппенрейтер Ю.Б.

В самом широком понимании предметом психологии выступает психически управляемая деятельность.

Деятельность выступает как принцип (как объяснение психических явлений) и как предмет.

Ломов.

Отмечает, что некоторые психологи слишком широко понимают понятие деятельности ® размывание.

НО: отмечает, что деятельность – базовая категория психологии, которая х-ет бытие Ч., его воздействие на социальную и природную среду с целью преобразования.

Давыдов.

Считает, что деятельность – одно из фундаментальных понятий теоретической основы Y.

Þ в отечественной Y широкое распространение получил деятельностный подход (т. деятельности).

Характеристика деятельности:

1. Деятельность носит специфический осознанный характер: это общественно-историческое социальное явление.

Деятельность Ч. можно рассматривать как составную часть деятельности общества.

2. Деятельность носит продуктивный преобразующий х-ер. В некоторой мере – активно-приспособительный х-ер.

3. Деятельность имеет социальную мотивацию, на ряду с биологической.

4. Деятельность целенаправленна и имеет организованный х-ер.

Объектом психологического анализа является индивид как субъект деятельности.

Ломов.

Деятельность без Ч. никакими психическими х-ми не обладает. Ими обладает только субъект деятельности.

«Есть деятельность, а в ней присутствует психика, сознание». (Гальперин).

Психика обеспечивает ориентировку в действительности.

Процесс отражения (психического) существует в деятельности.

Психика, как процессуальное, живет в деятельности.

Невозможно вырвать психику из деятельности (и рассматривать отдельно).

Психическое – целостное образование. Разные психические явления связаны между собой.

Когда имеем ввиду психическое и проявления психической деятельности, в деятельности есть 2 стороны (имеющих отношение к психическому):

  1. Внутренняя сторона.
  2. Внешняя сторона.

Эти две стороны постоянно взаимодействуют.

Имеют место взаимные переходы.

Внутреннее базируется на внешнем, и наоборот.

Интериоризация – процесс перехода из внешнего во внутреннее (пр: познание предметов – сенсорный -> рече-мыслительный).

Экстериоризация – переход внутреннего во внешний план (пр: цель -> результат).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: