Соотношение категорий общения и деятельности в психологии

Можно выделить 2 подхода:

1. Платонов, Лисина и др.

Общение – один из видов деятельности.

Характеристики деятельности хорошо накладываются на общение (цели, операции, мотивы; навыки, привычки, умения, и т.д.).

Понятийный аппарат при описании д-ти можно отнести к общению.

Есть предмет д-ти, есть предмет общения (человек).

Потребность в общении состоит в познании, оценке др. людей, момент самопознания.

Мотивы – это опредмеченная потребность, внутреннее побуждение.

Действия общения – единица коммуникативной д-ти, адресованная др. Ч.

В общении есть умения, навыки, привычки. Задачи, средства (операции), продукты, т.е. результаты – образования материального и духовного х-ра.

Ближайший результат общения – преобразования в сознании.

Общение коммуникативная деятельность.

(Лисина) Весьма специфический вид деятельности.

2. Ломов.

Общение – не деятельность, но связь между ними есть, они объединяются одним термином – «активность».

Предложил принцип единства сознания и д-ти дополнить принципом единства сознания и общения.

Общение – это другой вид активности, оно не в меньшей степени, чем д-ть х-ет жизнь Ч.

· Мотивация имеет место в общении. Здесь происходит совмещение мотивов.

· Важнейшая особенность д-ти – наличие предмета д-ти.

В деятельности:

Субъект-объект.

Активность направлена на объект.

В общении:

Субъект-субъект (объект = субъект)

Активность направлена на субъект.

· Моменты планирования и программирования.

Но в общении планы могут резко меняться. Т.е. происходит совмещение планов (планы меняются на ходу) и программ + совмещение действий. Большая гибкость.

· В общении есть ориентировка и контроль.

(Диалог: говорящий – исполнительный компонент; слущающий (+ возразить) – ориентировочный компонент).

· В актах общения одновременно сочетаются ориентировка и исполнение.

· Результаты общения психологического порядка (разъяснение, эмоциональность, знания, оценки, определенные оценки).

На этой основе уже могут появиться результаты материального порядка.

((Результат:

Специфический.

- Общение выходит на результаты предметной деятельности;

- результаты психологического порядка (установки, …, и т.д.).))

Вывод: общение – другой вид активности по сравнению с д-тью.

Д-ть – это человеческая активность.

Если общение – это вид д-ти, то эта д-ть имеет определенную специфику.

Общение может выступать как разновидность трудовой д-ти (лектор, учитель, актер).

В любой др. д-ти – общение – важнейший компонент.

Сами действия могут выступать как средства общения (совместная д-ть).

Общение обладает многими специфическими (ярко-выраженными) характеристиками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: