Организационные формы туризма и основные категории

Как было отмечено, виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям. Существует много возможностей, позволяющих классифицировать формы туризма по внешним критериям:

1. по происхождению туристов;

2. по организационной форме;

3. по длительности пребывания в путешествии;

4. по возрасту;

5. по транспортным средствам;

6. по времени года или сезону.

Формы туризма в зависимости от происхождения туристов, составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых групп населения: внутренний и международный туризм. В данном случае слово «происхождение» означает не место рождения человека, а место его жительства и работы.

Внутренний туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории – внутренними туристами.

Международный туризм – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителей одной страны на территории другой страны. Такие туристы относятся к категории иностранных туристов. Деятельность и предоставление туристских услуг туристам на территории другой страны – выездной туризм, а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам – въездной туризм.

Отметим, что более общей категорией обладают понятия «прием туристов», «отправка туристов», они в одинаковой мере относятся как к внутреннему, так и международному туризму. В статистике туризма имеет место понятие туристское прибытие. Именно по количеству туристских прибытий оцениваются туристские потоки.

Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы).

По своей внутренней организационной природе туризм различается на плановый и самодеятельный.

Плановый туризм – любые виды туризма, осуществляемые на организованной основе, разрабатываемые и осуществляемые организаторами туризма (туроператорами и туристскими агентствами). Организатор туризма – обобщающая юридическая категория, используется в ряде национальных правовых систем, например во Франции, т.е. предприятиями сферы туризма.

Плановый туризм регулируется государством посредством системы законодательных и нормативных актов и составляет основу мировой индустрии массового туризма. На основе длительного изучения потребностей сформировался вполне ясный по своему содержанию комплект туристских услуг, входящий практически в любой турпакет – бронирование, перевозка, размещение, питание, развлечение – это основные составляющие любого тура. В зависимости от вида и разновидности туризма доля и стоимость каждой составляющей может быть различна или даже не существовать вовсе. Плановый туризм предусматривает. Что все эти элементы тура должны отвечать единой цели, гармонично взаимно дополнять друг друга и быть точно увязанными по времени, т.е. следовать одной за другой по этапам исполнения программы.

Турист может выбрать парк аттракционов «ЕвроДисней». Глубина проработки программы и ее качество зависит от опытности организатора. Все мероприятия, включая свободное время, должны учитываться по минутам. Турист не должен ждать и бесполезно терять оплаченное им время путешествия. Учитываются и такие важные мелочи, как резерв времени и возможность посещения туалета и другие.

Плановый туризм включает групповой и индивидуальный independent travelers.

Групповой плановый туризм. Исключительно по экономическим соображениям фирмы, предоставляющие туристские услуги, заинтересованы в разумно наибольшем объеме таких услуг и, как следствие, загрузке производственных мощностей. Чем больший поток туристов обслуживается и больше оборотов, тем выгоднее дело, имеется возможность снизить цены и повысить конкурентоспособность услуг на туристском рынке. В целях интенсификации загрузки мощностей предприятий туристской индустрии вводится институт скидки в цене на групповое обслуживание туристов.

Понятие группы туристов, в смысле ее минимальной численности, зависит от вида туристской услуги. На некоторых видах транспорта групповой билет и, соответственно, групповую скидку в цене можно получить при численности группы туристов от 5-6 человек. При размещении отели и гостиницы предоставляют групповые скидки для группы, начиная с 11 человек. Однако, если это дорогостоящая бизнес-группа, то минимальная численность может быть определена как 7 человек.

При меньшей численности туристы относятся к категории туристов-индивидуалов и для них устанавливаются нормальные расценки и тарифы, обычно и принимаемые за базовые. Для примера стоимость обслуживания в гостинице ***: двухместное размещение для индивидуалов 55-60 USD на человека, для групп туристов цена будет существенно ниже – 18-20 USD на человека. Аналогичные групповые скидки могут быть установлены на обслуживание в ресторанах, музеях, развлекательных центрах и др. некоторые перевозчики, например авиалинии для небольших коллективов индивидуалов, устанавливают особые скидки. Например, семья, следующая в поездку, может получить особую семейную скидку (билет на имя главы семьи)/ family plan.

Индивидуальный тур всегда дороже группового. Тем не менее, туристов, путешествующих в индивидуальном порядке, довольно много, и поэтому цены обычно указываются в публикуемых каталогах предприятий сферы обслуживания для индивидуальных туристов. Групповые скидки – важная часть составляющей договорной работы организаторов туризма. Они получают так называемые корпоративные цены. Поэтому, в целях экономии, нередко ловкие туристы, следующие по гостевым приглашениям, покупают место в групповом туре, а далее по прибытию выходят из состава группы, возвращаясь позднее самостоятельно.

Самодеятельный туризм. Если туристы обходятся при организации своего путешествия без участия организаторов туризма, в этом случае – это туризм (и все его разновидности) самодеятельный.

Самодеятельный туризм – специфический вид туристской общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия (или без участия в основной части организации путешествия) организаторов туризма (туроператоров и туристских агентств). Наиболее распространенное мнение – относить к этому виду туризма спортивно – оздоровительный туризм.

Самодеятельный туризм основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы. Туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Имеется судейский корпус, который присваивает звания участникам категоричных видов активного туризма: альпинизма, велотуризма, водного туризма на байдарках, лодках, плотах и др.

Формы туризма в зависимости от продолжительности путешествия. Продолжительность путешествия — это то время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом:

- менее трех часов;

- 3—5 часов;

- 6—8 часов;

- 9—11 часов;

- 12 и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом:

- 1—3 ночи;

- 4—7 ночей;

- 8—28 ночей;

- 29—91 ночь;

- 92—365 ночей.

Как правило, продолжительные путешествия дополняются не­продолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитный, однодневный и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день, не предполагающие остановки на ночлег. Кратковременный туризм — важная форма непродолжительного туризма. Он включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя продолжительность кратковременных путешествий составляет не более 3 суток.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:

1. дети, путешествующие со своими родителями;

2. молодежь (туристы в возрасте 15—24 лет);

3. относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25—44 лет;

4. экономически активные люди среднего (45—64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей);

5. пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различают туризм с использованием личного транспорта и туризм использованием общественного транспорта — авиатуризм, автобусный, железнодорожный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различаются зимний и летний туризм. Туризм только в определенное время (летом или зимой) характеризуется как односезонный, туризм, совершаемый в любое время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествиймежсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: