Ш.Статистика международного туризма

Туристические регионы, их характеристика.

3,1 Статистика международного туризма

В настоящее время статистика туризма охватывает большой круг вопросов и ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, (в частности его влияния на платежный баланс страны), а также в целях выявления основных направлений и тенденций развития международного туризма для планирования его материально-технической базы. Статистика туризма необходима для разработки маркетинговых стратегий, укрепления межведомственных отношений, оценки эффективности и действенности управленческих решений и измерения показателей туризма в масштабах национальной экономики. Статистические данные необходимы и для анализа рынка туризма, и при составлении бизнес-плана туристическими предприятиями, для проектного анализа и осуществления научных исследований в области туризма

Разработка международных рекомендаций в отношении связанных с туризмом концепций и определений положенных в основу статистики имеет долгую историю. В 1937 г. Совет Лиги Наций рекомендовал для использования в статистических целях определение термина “международный турист“. В 1953г. Статистическая комиссия Организации Объединенных Наций дала определение понятия “международный посетитель”. Конференция Организации Объединенных Наций по международным путешествиям и туризму (Рим, 1963 г.) исходя из рекомендаций Международного союза официальных туристических организаций (МСОТО) рекомендовала определения терминов “посетитель”, “турист”, “ зкскурсант”, а в 1968 г. они были одобрены Статистической комиссией ООН. Временные руководящие принципы по статистике международного туризма после их одобрения в 1976 г. Статистической комиссией были опубликованы в 1978 г. В 1980-е годы возросло общее понимание важности туризма и его взаимозависимости с другими видами социально-экономической деятельности. ЮНВТО в тесном сотрудничестве со Статистическим отделом Организации Объединенных Наций начала процесс пересмотра определений и классификаций, используемых в статистике туризма. Этот процесс развивался по двум основным направлениям: во-первых, предлагались изменения к определениям и классификациям, используемым в исследованиях сферы туризма, в целях обеспечения их сопоставимости и согласованности с другими национальными и международными статистическими системами; во-вторых, принимались меры к включению сферы туризма в аналитические рамки национальных счетов.

В 1993 году эти предложения после пересмотра и доработки были

представлены на одобрение Статистической комиссии Организации Объеди-

ненных Наций на ее двадцать седьмой сессии наряду со Стандартной междуна-

родной классификацией видов деятельности в сфере туризма (СИКТА), которая была утверждена в качестве временной классификации. Рекомендации по статистике туризма (принятые Комиссией в 1993 г. и опубликованные в 1994г.) представляют собой первый свод международных рекомендаций, пред-

назначенный для определения фундаментальных основ системы статистики

туризма в части концепций, определений, классификаций и показателей. И наконец в контексте обновления и обзора большинства международных статистических стандартов, имеющих отношение к статистике туризма было принято решение о пересмотре Рекомендаций по статистике туризма 1993 г.

В настоящее время вступили в силу Международные рекомендации по статистике туризма, 2008г. изданные ЮНВТО и ООН в 2010г. Они обеспечивают всеобъемлющую методологическую основу для сбора и обработки статистических данных по туризму во всех странах независимо от уровня их статистических систем. Целью публикации является предоставление странам единой справочной основы для использования при составлении статистики туризма.

В Рекомендациях даны определения понятий “путешественник”, “ посетитель”, “турист”, “экскурсант”.

Путешественник — это какое-либо лицо, перемещающееся между различными географическими пунктами с любой целью и в течение любого срока. Понятие путешествие относится к деятельности путешественников.

Путешествие в пределах страны постоянно проживающих в ней лиц

называется внутренним путешествием. Путешествие в страну лиц, не проживающих в данной стране, называется въездным путешествием, а путешествие за пределы страны ее жителей — выездным путешествием.

Поездка означает путешествие какого-либо лица с момента отъезда

из места его постоянного проживания до момента возвращения: следовательно, речь идет о поездке туда и обратно. Поездка состоит из посещений раз-

личных мест. Поездки совершаемые посетителями, называются туристскими поездками.

Посетитель — это путешественник, совершающий поездку в какое-

либо основное место назначения, находящееся за пределами его/ее обычной

среды, на срок менее года с любой главной целью (деловая поездка, отдых или

иная личная цель), за исключением цели трудоустройства на предприятие,

зарегистрированное в стране или месте посещения. Такие поездки, осуществляемые посетителями, квалифицируются как туристские поездки. Понятие «туризм» относится к деятельности посетителей.

Таким образом, понятие туризм представляет собой подкатегорию

понятия путешествия, а понятие посетители — подкатегорию понятия путешественники. Такие различия имеют крайне важное значение для сбора данных по потокам путешественников и посетителей и для обеспечения достоверности статистики туризма

Посетитель (внутренний, въездной или выездной) классифицируется

как турист (или ночующий посетитель), если его поездка включает ночевку,

или как однодневный посетитель (или экскурсант) — в прочих случаях. Под ночевкой понимаются одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране (месте назначения). Ночевка считается, когда даты прибытия вместо назначения и выбытия из него различаются.

Поездки, связанные с различными видами туризма, могут иметь следующие характеристики:

• основная цель;

• типы «туристского продукта»;

• продолжительность поездки или посещения;

• место начала и место назначения поездки;

• виды транспорта;

• виды размещения

Основная цель поездки определяется как цель, в отсутствие которой данная поездка не состоялась бы.

. Основная цель поездки помогает определить, соответствует ли эта поездка критериям туристской поездки, а путешественник — критериям посетителя. Например, если некий заработок является сопутствующим фактором поездки, то посетитель может получить определенный доход во время своего пребывания (например, в течение молодежного пешего туристического

похода). Однако если основной целью поездки являются трудоустройство и

получение дохода, то такая поездка не может считаться туристской поездкой,

а данное лицо не может считаться посетителем: его/ее относят к «прочим путешественникам»

Классификация туристских поездок по их основной цели

1. Личные цели

1.1. Отпуск, досуг и отдых

1.2. Посещение друзей и родственников

1.3. Образование и профессиональная подготовка

1.4. Лечебные и оздоровительные процедуры

1.5. Религия/паломничество

1.6. Посещение магазинов

1.7. Транзит

1.8. Прочие цели

2. Деловые и профессиональные цели

Каждая туристская поездка имеет одну-единственную основную

цель, хотя тот или иной посетитель, находясь в поездке, может осуществлять

второстепенные виды деятельности.. Каждая основная цель (за исключением категории 1.7. «Транзит») связана с группой приведенных ниже основных видов деятельности, осуществляемых во время поездки:

1. Личные цели. Эта категория включает все цели туристских поездок, которые не классифицируются как деловые и профессиональные (см. Деловые и профессиональные цели, ниже)

1.1. Отпуск, досуг и отдых. Эта категория включает, например, осмотр достопримечательностей, посещение природных и искусственных объектов, посещение спортивных или культурных мероприятий, непрофессиональные занятия спортом (лыжи, верховая езда, гольф, теннис, подводное плавание, серфинг, пешие походы, ориентирование, альпинизм и т. д.); отдых на пляже, использование плавательных бассейнов и любых мест отдыха и развлечений, круизы, азартные игры, выезд в молодежные летние лагеря, дома отдыха, проведение медового месяца, посещение элитных ресторанов, посещение учреждений, специализирующихся на здоровом образе жизни (например, оздоровительные гостиницы), занятия фитнесом, за исключением таких занятий в рамках лечения (в последнем случае основной целью считается цель 1.4 — «лечебные и оздоровительные процедуры»), пребывание в дачном доме, находящемся в собственности или аренде у домохозяйства, и т. д.

1.2. Посещение друзей и родственников. Эта категория охватывает, например,

такие виды деятельности, как посещение родственников или друзей; посещение свадеб, похорон или любых других семейных мероприятий; краткосрочный

уход за больными или престарелыми и т. д.

1.3. Образование и профессиональная подготовка. К этой категории относятся,

например, посещение краткосрочных курсов, оплачиваемых либо работодателями (включая профессиональную подготовку без отрыва от производства, классифицируемую по категории «деловые и профессиональные цели»), либо иными организациями/лицами, которые должны учитываться отдельно, где это обоснованно; прохождение конкретных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение конкретных навыков с помощью формальных курсов, включая платное обучение, изучение языков, профессиональные или другие специальные курсы, научные отпуска и т. д.

1.4. Лечебные и оздоровительные процедуры. Эта категория включает, например, получение услуг больниц, клиник, санаториев для послебольничного долечивания и более общего спектра медицинских и социальных учреждений, посещение морских, спа- и других курортов, а также иных специализированных учреждений для получения медицинского обслуживания, основанного на медицинском консультировании, включая косметическую хирургию с применением медицинского оборудования и услуг. Эта категория включает только краткосрочное лечение, поскольку длительное лечение, требующее пребывания в лечебном учреждении в течение года и более, не относится к сфере туризма.

1.5. Религия/паломничество. К этой категории относится, например, посещение религиозных собраний и мероприятий, паломничество и т. д.

1.6. Посещение магазинов. К этой категории относится, например, покупка

потребительских товаров для личного потребления или для подарков, за

исключением покупки товаров для перепродажи или будущего использования

в каком-либо производственном процессе (в этом случае имеют место деловые

и профессиональные цели), и т. д.

1.7. Транзит. К этой категории относится остановка в каком-либо месте без

какой-либо определенной цели, кроме как продолжение следования к другому

месту назначения.

1.8. Прочие цели. К этой категории относятся, например, работа в качестве

добровольцев (не включенная в другие категории), изучение возможностей

трудоустройства и миграции, осуществление любых других видов временной

неоплачиваемой деятельности, не включенных в другие категории, и т. д.

2. Деловые и профессиональные цели. К этой категории относятся деятельность самостоятельно занятых лиц и наемных работников, если она не имеет

признаков наличия явных или подразумеваемых отношений трудового найма с производителем-резидентом в посещаемой стране или месте, деятельность инвесторов, бизнесменов и т. д. Эта категория также включает, например, участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, торговых ярмарках и выставках; чтение лекций, выступление с концертами, представлениями и спектаклями; рекламирование, закупку, продажу или покупку товаров и услуг от имени производителей нерезидентов (посещаемой страны или места); участие в миссиях иностранных правительств в качестве дипломатов, военнослужащих или сотрудников международных организаций, за исключением случаев, когда они находятся в долгосрочной командировке в посещаемой стране; участие в миссиях неправительственных организаций; участие в научных прикладных или фундаментальных исследованиях;

составление программ туристических путешествий, заключение договоров на предоставление услуг по размещению и транспортных услуг, работу в качестве гидов или в качестве других работников сферы туризма в интересах агентств-нерезидентов (посещаемой страны или места); участие в профессиональных спортивных мероприятиях; посещение формальных или неформальных курсов профессиональной подготовки без отрыва от производства; работу в составе экипажа/команды на частных средствах транспорта (корпоративный самолет, яхта и т. д.) и т. д.

Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистику туристских потоков и статистику туристских расходов.

Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания. Под количеством прибытий понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну за определенный период времени, обычно календарный год. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий. Количество прибытий служит основным показателем, характеризующим туристическое движение. Прибытия учитываются в абсолютном выражении. Однако для того, чтобы судить об уровне туристической активности – оценка интенсивности туристических обменов рассчитывается на 100 человек населения, то есть выражается в виде относительной величины. По данным ЮНВТО на 100 человек населения в среднем приходится 10 поездок.

Наряду с количеством прибытий в статистике туристских потоков используется другой показатель – продолжительность пребывания. Продолжительность пребывания всех туристов в стране – общее количество ночевок рассчитывается как произведение числа туристических прибытий на среднюю продолжительность пребывания одного туриста в стране.

L = Pr * N,

где L – продолжительность пребывания всех туристов,

Pr - среднюю продолжительность пребывания одного туриста,

N - числа туристических прибытий.

Определение продолжительности поездки необходимо для оценки расходов, связанных с какой-либо поездкой или посещением. Поездки с ночевкой можно сгруппировать по их продолжительности. Каждая страна может определять те категории, которые значимы в ее конкретных условиях. Чаще всего в зависимости от продолжительности пребывания выделяют:

- краткосрочные поездки от (1-3) ночевок (отдых в выходные и праздничные дни, деловые поездки) до 7 ночевок,

- среднесрочные поездки от 8 до28 ночевок,

- долгосрочные поездки от 29 до 91 ночевки, а также реже встречающиеся от 92 до365 ночевок.

Под туристскими расходами понимается сумма, затрачиваемая

на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей

для собственного пользования или передачи другим лицам при подготовке

к туристской поездке и в ее ходе. В них включаются расходы, оплачиваемые

самими посетителями, а также расходы, оплачиваемые или возмещаемые дру-

гими лицами. Время осуществления туристских расходов имеет существенное

значение, поскольку часто транспорт, размещение и т. д. бронируются и оплачивается задолго до фактического «потребления» таких услуг. Конечное потребление туристских расходов учитывается на момент перехода права собственности на товар или предоставления услуги, а не на момент платы за них. Приобретение всех товаров и услуг в ходе туристской поездки по существу является частью туристских расходов. Кроме того, в туристские расходы включаются все услуги, предоставленные до поездки и явно связанные с ней (например, вакцинация, паспортные услуги, медицинский контроль, услуги бюро путешествий и т. д.). Должны также включаться все приобретенные до поездки товары, предназначенные для использования во время поездки (особая одежда, медикаменты и т. д.), или товары, привезенные в качестве подарков.

Методы статистического учета в туризме. Статистика международного туризма использует разные формы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через отчетность или посредством специально проводимых обследований. При статистическом наблюдении через отчетность сведения получают от предприятий, учреждений, организаций и т.п. по установленным формам и в определенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета они заполняют отчетность и передают ее в органы статистики. Именно отчетность содержит основную массу сведений о туризме.

В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания может быть получена также по данным учета на границе или средств размещения.

Учет на границе ведется посредством иммиграционного контроля при въезде в страну и выезде из нее. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах и т.д. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы – въездные карточки, а также заграничные паспорта и визы. Они содержат сведения о туристе, стране его постоянного проживания (гражданстве) и стране назначения, цели, сроках поездки и пр. Метод учета на границе применяется во многих странах. Некоторые из них наладили тесное двустороннее сотрудничество в области пограничной статистики. Например. Канада собирает сведения о своих гражданах, возвращающихся из поездок по США, и предоставляет эту информацию национальной туристской администрации Соединенных штатов. Въездные карточки не содержат информации о местах посещений туристами, продолжительности пребывания (количество ночевок), размещении.

Регистрация прибытий в средствах размещения – метод статистического наблюдения удачно дополняет пограничную статистику, а в отдельных случаях замещает ее. Данные, собираемые в ходе статистических наблюдений в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о распреде6лении по районам страны, выявить предпочтения международных и внутренних туристов при выборе типа размещения, а также контролировать загрузку гостиничной базы. Этот метод сравнительно прост, но требует от работников рецепции, выполняющих первичные учетные операции и, повышенной внимательности, аккуратности и дисциплинированности. При поселении туристам выдаются специальные формуляры – гостевые карточки. Они заполняются каждым посетителем в отдельности или, что нередко допускается на Западе, только главами семей с указанием числа сопровождающих лиц. Действующие формы отчетности заполняются предприятиями размещения и ежемесячно в установленные сроки представляются в национальные туристические администрации или органы статистики. Здесь полученный статистический материал о туристских прибытиях и ночевках, средней продолжительности пребывания, количестве номеров и мест размещения, численности занятых, загрузке номерного фонда сводится по стране в целом и группируется по календарным месяцам, странам постоянного проживания туристов, типам и категория средств размещения, их местонахождению. Несмотря на то, что рассматриваемый метод статистического наблюдения получил широкое распространение, он не лишен ряда недостатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: