Статистическое исследование цен включает изучение уровня, структуры и динамики цен.
При исследовании уровня цен выделяют индивидуальный (однотоварный) уровень цен как абсолютную величину, т.е. сумму денег, уплаченных за товарную единицу, и средний уровень для совокупности однородных товаров, по совокупности магазинов, по территории и во времени.
Средний уровень цен однородных товаров или по совокупности магазинов в зависимости от имеющейся информации может быть определен по средней арифметической или средней гармонической:
или ,
где Рi – цена i-го товара; qi – количество продаж i-го товара; Вi – выручка от продаж i-го товара.
При определении средней цены по территории в качестве весов используют численность населения для товаров индивидуального потребления и численность семей для товаров семейного использования
,
где Si – численность населения (численность семей), проживающего на территории.
Для определения средней во времени используется средняя гармоническая, где объемом признака выступает время торговли по неизменным ценам (ti).
|
|
Вариация цены оценивается показателями среднеквадратического отклонения, дисперсии и уровня типичности цены.
Уровень типичности цены (Кт)
.
если Кт>3, то индивидуальный уровень цены (рi) нетипичен для исследуемой совокупности.
Структура цены изучается по товарным группам: 1) сырьевые товары и годные для непосредственного потребления; 2) модные и морально стареющие; 3) скоропортящиеся и годные для хранения; 4) детского и взрослого ассортимента; 5) для населения с низкими и высокими доходами; 6) взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; 7) товарные группы по потребительскому назначению.
Структура цены оценивается делением стоимости элемента цены к цене. К элементам цены относятся: сумма затрат на производство, прибыль, НДС, торговая наценка.
В структуре цены отдельные элементы получили самостоятельное значение, а именно:
;
;
;
Динамика цен изучается через показатели эластичности и индексы.
Ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменяется объем продаж при изменении цены на один процент.
,
где Q1, Q0 – уровни объема продаж, соответственно после изменения цены (Р1) и до изменения цены (Р0).
Перекрестная эластичность показывает на сколько процентов изменится объем продаж исследуемого товара А (QА) при изменении цены базового товара Б (РБ) на один процент.
.
Для оценки динамики цен применяются индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера и Маршала.
Индексы цен, рассчитанные по формуле Ласпейреса () применяются при расчете индексов потребительских цен, оценки инфляции, аналитического дефлятирования ВВП.
|
|
Индекс Пааше () используется при изменении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, смежных цен в строительстве, экспортных цен. Индекс Ласпейреса больше индекса Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов известна как эффект Гершенкрона.
Индекс Фишера (Jф) и индекс Маршала (Jм) – это попытки найти средний из индексов Ласпейреса и Паше:
; .
Инфляция – повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Для характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового национального продукта или дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
ИПЦ рассчитывается по «потребительской корзинке» населения на основе индекса «Ласпейреса».
.
Основным показателем динамики инфляций служит процентная норма инфляции (Н).
,
где Jt, Jt-1 – индексы цен смежных периодов t и t-1.
Норма инфляции показывает на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если Н составляет 1-9 % в месяц, инфляцию называют ползучей; 10-49 % - галопирующей; свыше 50 % - гиперинфляцией.