Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Они существенным образом сказываются на результативности деятельности предприятия: в первом случае повышая эффективность производства, а во втором, соответственно, снижая ее. В свою очередь, те или иные последствия конфликтов могут повлиять на возможность устранения или, соответственно, возникновения новых причин будущих конфликтов.
В таблице представлена классификация основных последствий конфликтов, составленная по данным зарубежных источников.
Позитивные (функциональные) | Негативные (дисфункциональные) |
Повышение заинтересованности в решении проблем предприятия | Снижение производительности труда, неудовлетворенность работой, повышение текучести кадров |
Стремление к сотрудничеству | Увеличение враждебности между сторонами |
Повышение качества принятия решений | Прекращение взаимодействия между участниками конфликта |
Создание дополнительных возможностей для обсуждения актуальных проблем до начала работы | Придание большего значения победе в конфликте, нежели решению реальных проблем |
Табл. 1. Последствия конфликтов.