Каждый компонент, который Вы помещаете на форму, имеет свое отражение в окне Инспектора объектов.
Создание программы в Delphi сводится к “нанесению” компонент на форму (которая также является компонентом) и настройке взаимодействия между ними путем:
· изменения значения свойст в этих компонент,
· написания адекватных реакций на события.
Свойство является важным атрибутом компонента. Для пользователя (программиста) свойство выглядит как простое поле какой-либо структуры, содержащее некоторое значение. Однако, в отличие от “просто” поля, любое изменение значения некоторого свойства любого компонента сразу же приводит к изменению визуального представления этого компонента, поскольку свойство инкапсулирует (объединяет) в себе методы (действия), связанные с чтением и записью этого поля (которые, в свою очередь, включают в себя необходимую перерисовку). Свойства служат двум главным целям. Во-первых, они определяют внешний вид формы или компонента. А во-вторых, свойства определяют поведение формы или компонента.
Существует несколько типов свойств, в зависимости от их “природы”, т.е. внутреннего устройства.
· Простые свойства - это те, значения которых являются числами или строками. Например, свойства Left и Top принимают целые значения, определяющие положение левого верхнего угла компонента или формы. Свойства Caption и Name представляют собой строки и определяют заголовок и имя компонента или формы.
· Перечислимые свойства - это те, которые могут принимать значения из предопределенного набора (списка). Простейший пример - это свойство типа Boolean, которое может принимать значения True или False.
· Вложенные свойства - это те, которые поддерживают вложенные значения (или объекты). Инспектор объектов изображает знак “+” слева от названия таких свойств. Имеется два вида таких свойств: множества и комбинированные значения. Инспектор объектов изображает множества в квадратных скобках. Если множество пусто, оно отображается как [ ]. Установки для вложенных свойств вида “множество” обычно имеют значения типа Boolean. Наиболее распространенным примером такого свойства является свойство Style с вложенным множеством булевых значений. Комбинированные значения отображаются в Инспекторе Объектов как коллекция некоторых величин, каждый со своим типом данных. Некоторые свойства, например, Font, для изменения своих значений имеют возможность вызвать диалоговое окно. Для этого достаточно щелкнуть маленькую кнопку с тремя точками в правой части строки Инспектора Объектов, показывающей данное свойство.
Delphi позволяет легко манипулировать свойствами компонент как в режиме проектирования (Design time), так и в режиме выполнения программы (Run time).
В режиме проектирования манипулирование свойствами осуществляется с помощью мыши прямо на форме или на странице Свойства Инспектора объектов. Например, для того чтобы изменить свойства Height (высоту) и Width (ширину) кнопки, достаточно “зацепить” мышкой за любой ее угол и раздвинуть до нужного представления. Того же результата можно добиться, просто подставив новые значения свойств Height и Width в окне Инспектор объектов.
С другой стороны, в режиме выполнения пользователь (программист) имеет возможность не только манипулировать всеми свойствами, отображаемыми в Инспекторе объектов, но и управлять более обширным их списком.
Все изменения значений свойств компонент в режиме выполнения должны осуществляться путем прямой записи строк операторов на языке Паскаль. В режиме выполнения невозможно использовать Инспектор объектов. Однако, доступ к свойствам компонентов осуществляется программным путем. Например:
MyComponent.Width:= 35;
Этот оператор устанавливает ширину (Width) компонента MyComponent в значение 35. Если свойство Width компонента еще не было равно 35 к моменту выполнения данной строки программы, компонента визуально изменит свою ширину.
У компонента могут быть свойства, не отображаемые в окне Инспектор объектов.
Таблица 14
Описание основных свойств компонент
Название свойства | Описание |
Caption | Связывает с компонентом некоторую строку текста, поясняющую его назначение. Чаще всего это надписи на кнопках, метках, панелях, тексты разделов меню и т.д. |
Name | Определяет имя компонента, которое используется в дальнейшем в программе. |
Font | Определяет атрибуты шрифта: высоту шрифта, его имя, атрибуты (полужирный, курсив) и т.д. |
Color | Задает цвет компонента или его элемента |
AutoSize | При свойстве AutoSize, установленном в True, автоматически изменяет размер компонента таким образом, чтобы было видно все содержащееся в нем. При свойстве AutoSize, установленном в False (по умолчанию), размеры компонента фиксированы. |
Alignment | Определяет выравнивание текста внутри компонента. Позволяет выравнивать текст по левому краю, правому краю или центру клиентской области компонента. |
Text | Позволяет прочесть или задать строку, связанную с данным управляющим элементом. |
Picture | Содержит отображаемый графический объект типа битовой матрицы, пиктограммы, метафайла или определенного пользователем типа. |
Canvas | Поверхность (холст, канва) для рисования во многих компонентах |
Pen | Определяет атрибуты пера, используемого для рисования линий и фигур. |
Brush | Определяет цвет и стиль заполнения фона окна. Доступ только для чтения. |
Align | Определяет способ выравнивания компонента внутри контейнера (родительского компонента). |
Методы
Метод - это процедура или функция, которая определена как часть класса и инкапсулирована (содержится) в нем. Методы манипулируют полями и свойствами классов (хотя могут работать и с любыми переменными) и имеют автоматический доступ к любым полям и методам своего класса. Доступ к полям и методам других классов зависит от уровня “защищенности” этих полей и методов. Методы можно создавать как визуальными средствами, так и путем написания кода вручную.
Чтобы создать метод, реализующий адекватную реакцию объекта на событие, необходимо выделить на форме этот объект, затем перейдите на страничку События в Инспекторе объектов. Дважды щелкните по пустому полю напротив события, например, OnClick.