Основные виды деятельности

Типология деятельности:

1. По онтогенетическому развитию (в основании историческая обусловленность типов деятельности):

· фундаментальная деятельность, развитие которой обусловлено развитием психики и сознания человека;

· трудовая (производственная);

· игровая;

· художественная;

· деятельность в сфере морали и нравственности;

· в сфере права, религии, спорта.

2. По функциям:

· ориентировочная (мотивирование);

· исполнительская;

· сличения (соотнесение полученного результата с образцом);

· контроля.

3. По достижению результата:

· репродуктивная (воспроизводящая);

· продуктивная (творческая).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усво­ение общественного опыта. Это деятельность, не дающая материального результата; это особая сфера человеческой деятельности, в которой человек не преследует других целей, кроме получения удовольствия.

Игру называют «королевой детства», т.к. наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребёнка. Природа создала игру для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности и выступает как специфическая детская форма познания, труда и общения. При этом ребёнок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Следовательно, игра является бесценным средством развития.

Игра выступает в двух измерениях:

1. она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей;

2. всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, умения, развиваются способности, необходимые человеку для выполнения социальных ролей.

Игра – средство многогранное: это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию, и метод организации других видов деятельности и общения.

Учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Главная особенность учения – оно является основным средством психического развития человека, т.к. обеспечивает активное функционирование когнитивных и эмоционально-волевых процессов. Учение выполняет функцию подготовки к трудовой деятельности.

Учение всегда организованно, является компонентом социального процесса обучения. Особенность учения – оно предполагает отсроченный результат, который будет выражен в изменении личности. Личность достигнет качественно нового уровня информированности, воспитанности и общего развития.

Центральный процесс учебной деятельности – усвоение знаний, куда входит восприятие информации, её осмысление, запоминание, закрепление и последующее свободное пользование ею в различных ситуациях.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребно­сти людей. Это жизнеобеспечивающая деятельность человека. Как психологическая категория труд характеризуется:

1. Наличие цели, которая определяет характер и способ трудовых действий.

2. Продуктивным характером – труд всегда направлен на производство какого-либо продукта.

3. Употреблением и изготовлением орудий труда.

4. Направленностью на преобразование внешнего мира.

5. Общественным характером труда – трудовая деятельность либо осуществляется совместно, либо в ходе её осуществления используются уже освоенные человечеством способы действий.

Труд требует планирования и контроля исполнения, всегда предполагает выполнение определённых обязательств и соблюдение дисциплины.

Цель трудовой деятельности – создание продукта. Во всяком труде участвуют умственные процессы. Чем больше включена умственная деятельность, тем существеннее она влияет на психическое развитие человека, обеспечивая ему интеллектуальное и психическое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: