Типология деятельности:
1. По онтогенетическому развитию (в основании историческая обусловленность типов деятельности):
· фундаментальная деятельность, развитие которой обусловлено развитием психики и сознания человека;
· трудовая (производственная);
· игровая;
· художественная;
· деятельность в сфере морали и нравственности;
· в сфере права, религии, спорта.
2. По функциям:
· ориентировочная (мотивирование);
· исполнительская;
· сличения (соотнесение полученного результата с образцом);
· контроля.
3. По достижению результата:
· репродуктивная (воспроизводящая);
· продуктивная (творческая).
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта. Это деятельность, не дающая материального результата; это особая сфера человеческой деятельности, в которой человек не преследует других целей, кроме получения удовольствия.
Игру называют «королевой детства», т.к. наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребёнка. Природа создала игру для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности и выступает как специфическая детская форма познания, труда и общения. При этом ребёнок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Следовательно, игра является бесценным средством развития.
Игра выступает в двух измерениях:
1. она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей;
2. всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, умения, развиваются способности, необходимые человеку для выполнения социальных ролей.
Игра – средство многогранное: это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию, и метод организации других видов деятельности и общения.
Учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Главная особенность учения – оно является основным средством психического развития человека, т.к. обеспечивает активное функционирование когнитивных и эмоционально-волевых процессов. Учение выполняет функцию подготовки к трудовой деятельности.
Учение всегда организованно, является компонентом социального процесса обучения. Особенность учения – оно предполагает отсроченный результат, который будет выражен в изменении личности. Личность достигнет качественно нового уровня информированности, воспитанности и общего развития.
Центральный процесс учебной деятельности – усвоение знаний, куда входит восприятие информации, её осмысление, запоминание, закрепление и последующее свободное пользование ею в различных ситуациях.
Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Это жизнеобеспечивающая деятельность человека. Как психологическая категория труд характеризуется:
1. Наличие цели, которая определяет характер и способ трудовых действий.
2. Продуктивным характером – труд всегда направлен на производство какого-либо продукта.
3. Употреблением и изготовлением орудий труда.
4. Направленностью на преобразование внешнего мира.
5. Общественным характером труда – трудовая деятельность либо осуществляется совместно, либо в ходе её осуществления используются уже освоенные человечеством способы действий.
Труд требует планирования и контроля исполнения, всегда предполагает выполнение определённых обязательств и соблюдение дисциплины.
Цель трудовой деятельности – создание продукта. Во всяком труде участвуют умственные процессы. Чем больше включена умственная деятельность, тем существеннее она влияет на психическое развитие человека, обеспечивая ему интеллектуальное и психическое развитие.