Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека по существу
совпадает с историей социально-экономического развития человечества.
Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались
появлением новых видов деятельности. То же самое происходило по мере
роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых
поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.
2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека — это включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельности называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.
|
|
3. Изменения внутри отдельных видов деятельности — это их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стремление к более полному и всестороннему ее применению уже и в новых сферах жизни людей, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к данной деятельности, когда в ходе нее появляются все новые способы и приемы.
4. Дифференциация видов деятельности. В этом процессе из одних видов
деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения от
дельных действий в самостоятельные виды деятельности.
При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей па детскую игру.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.
Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информации; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.
В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.
|
|
В-четвертых, в результате развития деятельности из неё могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
В деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.
В процессе деятельности происходит формирование сознания.
Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектность.
Предметность свойственна проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.