Специфика развития деятельности человека

Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека по существу
совпадает с историей социально-экономического развития человечества.
Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались
появлением новых видов деятельности. То же самое происходило по мере
роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых
поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и раз­вивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека — это вклю­чение человека в различные виды деятельности в процессе его индивиду­ального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в дей­ствующую систему деятельности называется социализацией, и ее поэтап­ное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.

3. Изменения внутри отдельных видов деятельности — это их трансформа­ции по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе разви­тия самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стрем­ление к более полному и всестороннему ее применению уже и в новых сферах жизни людей, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к дан­ной деятельности, когда в ходе нее появляются все новые способы и приемы.

4. Дифференциация видов деятельности. В этом процессе из одних видов
деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения от­
дельных действий в самостоятельные виды деятельности.

При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Обще­ние взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение мла­денца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей па детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразова­ния. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней по­требностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, кото­рые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усво­ение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информа­ции; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

В-четвертых, в результате развития деятельности из неё могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

В деятельности человек раскрывается как субъект. Объект дея­тельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектность.

Предметность свойственна проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, по­нятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направ­ленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значе­нии для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow