double arrow

Сдвиг мотива на цель

То, что для ребенка вначале является целью («надо»), становится мотивом (потребностью).

(пр: спасибо (надо) à похвала (конфетка) à потребность).

То, что было сложным, неинтересным («надо»), становится жизнеспособным мотивом («хочу»).

Центральный момент – мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей.

Со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность.

Развитие МСЛ происходит за счет расширения количества потребностей.

Существенным является то, что расширение количества потребностей происходит в процессе деятельности, в процессе контакта с окружающей стредой.

Развитие МСЛ:

Проявление интереса наблюдается у детей уже на 1 году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки.

Характерной чертой первых интересов является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше появляется интерес к самостоятельному выполнению действий (многократному их выполнению), которыми он постепенно овладевает.

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы.

Проявляются в вопросах, задаваемых детьми (пр: начиная с «Что это такое?» и заканчивая вопросами, относящимися к тому, что воспринимается ребенком: «Почему у коровы рога?», «Почему луна не падает на Землю?», и т.п.). (3–5 лет).

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства.

Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте.

В ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности.

Широко интересуясь реальной действительностью, обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку готовы слушать помногу раз.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста – появление новых интересов у ребенка – интерес к учению, к школе.

Как правило интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности.

Этот первоначальный интерес к школе носит еще недифференцированный характер (привлекают все виды работы).

С течением времени интерес к школе все более дифференцируется.

Наряду с учебными интересами возникают и некоторые внешкольные интересы (пр: овладение грмотой – предпосылки для возникновения интереса к внеклассному чтению).

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников.

Значительно расширяются и укрепляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое место он займет в обществе.

Часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Юнешеский возраст – дальнейшее развитие интересов, прежде всего познавательных (в определенных, интересующих их областях).

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается.

С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов. Но этот процесс уже носит осознанный, и даже плановый характер, поскольку интересы в значительной мере вязаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями. Которые по какой-то причине не были реализованы в юношеском возрасте.

· Формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно происходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов.

Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обуславливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек (пр: интерес к алкоголю и наркотикам).

· Мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Ероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома и в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: