Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.
Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.
=> образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив, и др.).
В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Источники характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера играет общение ребенка с окружающими его людьми.
|
|
В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким.
При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивный период для становления характера – от 2–3 до 9–10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.
В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка à благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Для становления характера ребенка важен стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком (в будущем – это способ его обращения со своими детьми).
Развитие определенных качеств:
Обращение матери с ребенком в первые месяцы жизни à развитие качеств: либо – доброта, общительность, отзывчивость; либо – эгоистичность, черствость, безразличие к людям.
Дошкольное детство à свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде: трудолюбие, аккуратность, ответственность, и т.д.
Формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда.
Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых.
Сохраняются такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).
Начальные классы à черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми.
Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими.
|
|
То, что приобрел дома в школе получает поддержку à закрепляется и остается на протяжении всей жизни.
В противном случае à постепенная ломка характера, сопровождающаяся (обычно) выраженными внешними и внутренними конфликтами.
Эта перестройка характера не всегда приводит к положительному результату.
Чаще всего имеет место компромисс между новым и старым.
Подростковый возраст à развиваются и закрепляются волевые черты характера.
Ранняя юность à базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.
К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.
В дальнейшем преобразования характера никогда не меняют его до неузнаваемости.
НО: характер не является застывшим образованием и меняется на протяжении всей жизни.
Характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути, т.к. сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека.
После окончания учебного заведения человек сам является творцом своего характера = самовоспитание.
Самовоспитание предполагает, что:
– человек освободиться от излишнего самомнения;
– может критически посмотреть на себя;
– увидеть свои недостатки.
Это позволит ему определить цель работы над собой.
Неоценимая помощь при этом – старшие/наставник/пример для подражания.
+ большое значение – общественная деятельность.