Формирование характера

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.

Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

=> образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив, и др.).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Источники характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера играет общение ребенка с окружающими его людьми.

В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким.

При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивный период для становления характера – от 2–3 до 9–10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.

В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка à благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Для становления характера ребенка важен стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком (в будущем – это способ его обращения со своими детьми).

Развитие определенных качеств:

Обращение матери с ребенком в первые месяцы жизни à развитие качеств: либо – доброта, общительность, отзывчивость; либо – эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Дошкольное детство à свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде: трудолюбие, аккуратность, ответственность, и т.д.

Формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда.

Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых.

Сохраняются такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

Начальные классы à черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми.

Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими.

То, что приобрел дома в школе получает поддержку à закрепляется и остается на протяжении всей жизни.

В противном случае à постепенная ломка характера, сопровождающаяся (обычно) выраженными внешними и внутренними конфликтами.

Эта перестройка характера не всегда приводит к положительному результату.

Чаще всего имеет место компромисс между новым и старым.

Подростковый возраст à развиваются и закрепляются волевые черты характера.

Ранняя юность à базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.

В дальнейшем преобразования характера никогда не меняют его до неузнаваемости.

НО: характер не является застывшим образованием и меняется на протяжении всей жизни.

Характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути, т.к. сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека.

После окончания учебного заведения человек сам является творцом своего характера = самовоспитание.

Самовоспитание предполагает, что:

– человек освободиться от излишнего самомнения;

– может критически посмотреть на себя;

– увидеть свои недостатки.

Это позволит ему определить цель работы над собой.

Неоценимая помощь при этом – старшие/наставник/пример для подражания.

+ большое значение – общественная деятельность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: