Ориентировочный рефлекс + Оборонительный рефлекс (как правило, конкурирует).
Негативные факторы – оборонительный рефлекс; если все хорошо – ориентировочный рефлекс.
До младшего школьного возраста мальчики и девочки одинаковы, но девочки раньше утрачивают свою креативность.
У девочек меньше игрушек, и они менее разнообразны. Девочки часто не получают мамину помощь и поддержку. В школе больше внимания к мальчикам.
Возрастные закономерности развития креативности.
1 этап. Сензитивный период.
Лет.
Позиция взрослого à Креативность:
Можешь à креативность
Не можешь à игра, но не креативность.
К 6 годам.
Происходит склад творческих проявлений, превалирования сознательного контроля.
Возрастает критичность и рассудительность в сознании ребенка.
2 этап.
Период 13–20 лет.
Формируется специальная одаренность на основе базисных способностей.
3 этап.
Либо задержка на фазе подражания образцу, либо переход к самостоятельному, оригинальному творчеству.
Ю.Д. Бабаева
Страх перед творчеством.
Формы:
1. Страх перед муками (депрессии, эмоциональная опустошенность, чрезмерное самокопание).
2. Страх перед завистью, кознями окружающих.
3. Страх жертв, которые неизбежны.
4. Страх сорваться с вершины.
Необходимо создавать среду, способную снять эти блоки, т.е. благоприятную для креативности.
Билет 24.