Выделяют 3 уровня:
1. Одаренность.
2. Талант.
3. Гениальность.
Лаборатория А.М. Матюшкина, лаборатория В.С. Юркевич по исследованию одаренности. Активная поддержка одаренности (фонд Спивакова, президентские программы, программы на уровне субъектов РФ, и т.п.).
Одаренность – отождествлялась долгое время со способностями.
Рубинштейн С.П. – одаренность как общая способность (творческая одаренность, академическая одаренность, невербальная одаренность).
Левитов М.Д. – как совокупность задатков, природная предпосылка способностей.
Одаренность как высокий уровень развития способностей (Лейтес Н.С., Матюшкин, Пономарев Я.А., Богоявленская и др. + пошло от Теплова Б.М.).
Рабочая концепция одаренности.
Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких, незаурядных, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с др. людьми.
Проблема одаренности – качественная: каковы способности? И как они сочетаются?
|
|
Одаренность – это качество психики.
Одаренность – это постоянно развивающееся, динамическое (не статичное!) образование.
С необходимостью связана с творчеством (Д.Б. Богоявленская).
Не существует вне деятельности, она проявляется и развивается только в деятельтности.
Позиции о наличии одаренности:
1. Все люди одарены.
2. Одаренные люди встречаются крайне редко.
Часто говорят об одаренности применительно к детскому возрасту.
Имеется РЯД СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (именно детская одаренность):
1) Возрастная изменчивость (Лейтес) – разные возрастные способности; ее еще называют мнимой.
2) Может угасать – под влиянием сдерживающих факторов среды.
3) Часто сопровождается явлением десинхронии – рассогласования развития различных психических функций.
Переходы детской одаренности в качества взрослого человека:
1. Обычные взрослые – признаки одаренности исчезли.
2. Способные – частная, конкретная область одаренности; но это, как правило, на уровне хобби.
3. Талантливые – детская одаренность благополучно перешла во взрослое состояние; проявляется в основной/профессиональной деятельности.
4. Оригиналы – неадекватная реализация творческого потенциала при сохранении высокого уровня притязаний.
5. Деструктивные – одаренность не нашла применения в социально адекватных формах; проявляется во всевозможных деструктивных действиях, поведении.
Талант (от греч. «talanton» – вес, мера) – определяется диапазоном, мерой проявления одаренности.
Чем шире этот диапазон (выдающиеся успехи), тем человек талантливее.
|
|
Гениальность (от лат. «гениус» – дух) – высшая степень одаренности и творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры, искусства.
Создает такие материальные и духовные продукты, которые являются мировым достижением. Явление универсализма.