80-ые гг. 20 века.
Процесс самосознания по Бернсу – бесконечен.
Гуманистический подход в психологии, акцент на человеке, на субъекте.
Центральное понятие – восприятие.
Основная идея: реальности как таковой не существует, есть лишь наше восприятие этой реальности.
По Бернсу, наше «Я» – это то, что мы о себе думаем.
«Я–концепция».
3 компонента:
1. Образ «Я» или система представлений о себе – описательный, когнитивный компонент.
2. Самооценка и самоотношение – оценочный, аффективный компонент.
3. Результирующие первых двух – когнитивная (поведенческая) составляющая.
Образ «Я» - это система установок человека относительно себя. У каждого человека существует множество образов «Я».
Марк Розенберг (коллега Бернса).
Предпринял попытку классифицировать образы «Я»:
1. Настоящее «Я» – каким человек себя видит в настоящий момент.
2. Динамическое «Я» –каким человек постави себе целью стать.
3. Фантастическое «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм, правил.
|
|
4. Возможное/вероятное «Я» –каким человек вероятнее всего станет.
5. Идеализированное «Я» – каким приятнее всего себя видеть.
6. Целый ряд изображаемых «Я» - роли, маски, играемые в обществе, с конкретным человеком, и т.д.
!!! Все люди испытывают потребность в положительном, позитивном образе «Я»:
– тенденция воспринимать себя благосклонно.
+ Множество иллюзий/эффектов:
1) Эффект нереалистичных оптимизмов по поводу будущих жизненных событий (Нейл Венстей) – иллюзия неуязвимости (одно из проявлений).
(пр: «Со мной ничего не может случиться…»)
2) Эффект ложного консенсуса – тенденция переоценивать распространенность какого-либо нежелательного поведения.
(пр: «Все так делают»)
3) Эффект ложной уникальности – тенденция переоценивать от факт, что способности или аффективное поведение являются распространными.
4) Эффект когнитивного тщеславия – тенденция связывать свое имя со славой др. людей, проявляется еще и в том, когда какая-то информация, будучи положительной, относится нами к себе, а будучи отрицательной, отвергается.
Аффективная составляющая – все частные ситуативные самооценки складываются в самоотношение – позитивную или негативную установку по отношению к себе.
(Джеймс)
Самоотношение = Успех/Притязания
Наши притязания формируются часто до того, как мы включаемся в ту или иную деятельность.
Поведенческий компонент – выражается в 2-х аспектах:
1. В связи с образом «Я» и самоотношением мы склонны интерпретировать происходящие с нами события.
2. То, как мы к себе относимся, и то, что мы о себе думаем, выражается в наших поступках.
|
|
Билет 28.
Подходы к понятию и характеристике структуры самосознания в отечественной психологии (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин, Д.А.Леотьев, др.). Функции и роль самосознания в психической жизни личности.
Самосознание – это вершина развития личности, поскольку личность человека (и только человека, и только личность) способна к осознанию не только окружающего мира, но и самой себя.