Триботехнические материалы
Материалы – это самая консервативная
И едва ли не главная часть технического
прогресса.
Н. Н. Семенов
Наиболее широко в современных парах трения используются металли-ческие сплавы, характеризуемые металлической связью между атомами, наличием электронного газа из валентных электронов внутри тела.
Второе место по распространенности в узлах трения занимают полиме-ры и композиты на их основе.
Особый класс составляют углеродные материалы. Типичный предста-витель этого класса – графит имеет слоистую структуру. Для узлов трения характерно также использование комбинированных материалов: композитов различной природы, металлокерамики, минералокерамики, металлополимер-ных и т. п.
Одна из возможных достаточно общих классификаций материалов, используемых в парах трения, представлена на рисунке 61.
Рис. 61.Классификация триботехнических материалов
Первый иерархический уровень этой классификации разделяет все рассматриваемые материалы на группы в соответствии с их наиболее общим главным функциональным признаком. Это антифрикционные материалы с минимальным значением коэффициента трения (например, подшипниковые), фрикционные – с высоким коэффициентом трения (например, тормозные колодки) и износостойкие материалы, для которых сопротивление изнашиванию важнее величины коэффициента трения (например, инструментальные).
|
|
Строго говоря не существует фрикционных или антифрикционных материалов в буквальном значении этих терминов. Можно говорить лишь о проявлении некоторыми материалами тех или иных свойств в определённых условиях нагружения (σ, V, T, среда). Однако, указанная терминология сложилась исторически и помогает при изучении трибоматериаловедения.
Все материалы в триботехнике должны быть износостойкими, но в предлагаемой классификации к ним отнесли лишь те, для выполнения которыми своих служебных функций величина коэффициента трения не регламентируется.
Второй уровень классификации предусматривает разделение матери-алов по их агрегатному состоянию. К твёрдым конструкционным трибома-териалам относим те, из которых детали или покрытия способны нести рабочие нагрузки и имеют размеры, входящие в градации общемаши-ностроительной системы допусков.
Современное машиностроение обладает значительными материаловед-ческими ресурсами, позваляющими решать самые различные технические задачи.