Прогнозирование спроса на продукцию предприятия АПК с помощью эконометрического моделирования

Включение в эконометрическую модель того или иного набора факторов связано, прежде всего, с представлением исследователя о природе взаимосвязи моделируемого показателя с другими экономическими явлениями. Факторы, включаемые в модель, должны отвечать следующим требованиям:

а) Они должны быть количественно измеримы. Если необходимо включить в модель качественный фактор, не имеющий количественного измерения, то ему нужно придать количественную определенность (например, в модели урожайности качество почвы задается в виде баллов; в модели стоимости объектов недвижимости учитывается место нахождения недвижимости: районы могут быть проранжированы)

б) Факторы не должны быть интеркоррелированы и тем более находиться в точной функциональной связи.

Процесс формирования и развития спроса населения находится под воздействием множества самых различных факторов: темпов и пропорций производства, национального дохода и пропорций его распределения на фонды накопления и потребления, денежных доходов населения и их распределения между отдельными социальными и экономическими группами трудящихся, уровня и соотношения розничных цен товаров, социального и половозрастного состава населения, его численности, размера и состава семей, развития общественных фондов потребления, моды, потребительских привычек, национальных особенностей, природно-климатических условий и др.

Очевидно, что все это многообразие факторов не может быть непосредственно включено в эконометрическую модель спроса. В модели учитываются лишь наиболее существенные факторы, то есть те, которые вызывают значительные изменения в спросе населения на данный товар, оказывают определяющее воздействие на процесс формирования и развития этого спроса. Все факторы подразделяются на две самостоятельные группы:

а) общие факторы, воздействующие на спрос по всем или по большинству товаров;

б) специфические, или частные, факторы, оказывающие влияние на спрос лишь по отдельным товарам или их группам.

К числу общих факторов можно отнести размеры денежных доходов населения, уровень и соотношение розничных цен, численность населения, его социальный состав.

К числу специфических факторов относятся размеры натуральных поступлений продуктов питания из источников, не связанных с рынком, степень обеспеченности семей отдельными видами предметов длительного пользования, интенсивность жилищного строительства и некоторые другие. Эти факторы должны учитываться при анализе и прогнозировании спроса на продукты питания, на предметы длительного пользования и т.п.

Эффективными методами отбора наиболее существенных факторов являются качественный анализ, корреляционный анализ, а также анализ результатов специально проводимых опросов мнений специалистов (экспертных оценок).

С конца 19-го века, когда немецкий статистик Энгель сформулировал законы изменения спроса на различные товары в зависимости от изменения дохода потребителя, в качестве важнейшего фактора, влияющего на потребление товаров, рассматривается денежный душевой доход.

Исходные данные, характеризующие изменение душевого дохода (Х) и расхода на потребление товара А (Y) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные

Душевой доход (X) (ден.ед.) Расходы на потребление (Y) (ден. ед.) товара А (Y) (ден.ед.) X*Y
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
= 4950 = 965 = 2502500 = 542200 =130011
= 450 = 87,73 = 227500 = 49290,91 = 11819,18

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: