Неизбежность и необходимость покаяния

В нецерковной среде господствует тенденция самооправдания и отдельные попытки нравственного улучшения души, в мире нет людей полностью лишенных нравственных чувств. Причина этого в открытости для человека и сознание собственного несовершенства, которое проявляется в проявлении стыда по поводу каких-либо греховных поступков. Это есть так же следствие врожденного нравственного чувства. По этой причине его невозможно изжить абсолютно. При сознательном подавлении оно уходит в глубины подсознательного. В таком неосознанном покаянии человек смутно ощущает идеальное (истинное) бытие. В нем проявляется идеальный образ себя, ощущается нравственная задача и заданность своей жизни. Человек чувствует и практически видит нравственную ошибочность многих своих решений, выборов, оценок и пр. Через это усматривается напрасность усилий по созиданию личности, разрушение цельности личности. Это усиливает несправедливость, неправда мира, социальных отношений. Формируется установка к изменению, необходимость преобразования личного бытия в соответствие со смутно прозреваемым нравственным законом. Если человек в качестве такового принимает этические задачи религиозной традиции, то эта задача упрощается, направляя его деятельность в верное русло, но в той мере, насколько верна религия. Осознание себя в категориях религиозной этики ведет к созданию покаянной ситуации. Таким образом, для людей религиозно ориентированных покаяние оказывается неизбежной и постоянной составляющей традиционного нравственного пути (преимущественно для христианства). Но и для людей, не ориентированных религиозно, по существу характерен такой же путь, только не в такой однозначной степени. Покаяние основывается на двух установках. Первая – осознание собственного несовершенства, особенно если оно выражается во внешних разрушительных формах. Вторая – желание видеть себя в состоянии более близком к идеалу. Первое условие более значительно, так как без него вторая установка рождает мечтательность. Покаянные чувства возникают в каждом человеке, что свидетельствует о всеобщности покаяния как важнейшей нравственной установке вообще. Покаяние может быть извращено, став предлогом для самомнения по поводу особой духовной значимости, совестливости. Или может стать причиной психопатологии.

Билет 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: