В нецерковной среде господствует тенденция самооправдания и отдельные попытки нравственного улучшения души, в мире нет людей полностью лишенных нравственных чувств. Причина этого в открытости для человека и сознание собственного несовершенства, которое проявляется в проявлении стыда по поводу каких-либо греховных поступков. Это есть так же следствие врожденного нравственного чувства. По этой причине его невозможно изжить абсолютно. При сознательном подавлении оно уходит в глубины подсознательного. В таком неосознанном покаянии человек смутно ощущает идеальное (истинное) бытие. В нем проявляется идеальный образ себя, ощущается нравственная задача и заданность своей жизни. Человек чувствует и практически видит нравственную ошибочность многих своих решений, выборов, оценок и пр. Через это усматривается напрасность усилий по созиданию личности, разрушение цельности личности. Это усиливает несправедливость, неправда мира, социальных отношений. Формируется установка к изменению, необходимость преобразования личного бытия в соответствие со смутно прозреваемым нравственным законом. Если человек в качестве такового принимает этические задачи религиозной традиции, то эта задача упрощается, направляя его деятельность в верное русло, но в той мере, насколько верна религия. Осознание себя в категориях религиозной этики ведет к созданию покаянной ситуации. Таким образом, для людей религиозно ориентированных покаяние оказывается неизбежной и постоянной составляющей традиционного нравственного пути (преимущественно для христианства). Но и для людей, не ориентированных религиозно, по существу характерен такой же путь, только не в такой однозначной степени. Покаяние основывается на двух установках. Первая – осознание собственного несовершенства, особенно если оно выражается во внешних разрушительных формах. Вторая – желание видеть себя в состоянии более близком к идеалу. Первое условие более значительно, так как без него вторая установка рождает мечтательность. Покаянные чувства возникают в каждом человеке, что свидетельствует о всеобщности покаяния как важнейшей нравственной установке вообще. Покаяние может быть извращено, став предлогом для самомнения по поводу особой духовной значимости, совестливости. Или может стать причиной психопатологии.
|
|
Билет 14.