Падшее (греховное) естество. Помыслы и соблазны

Греховность человеческой природы является общей почвой появления страстей. Механизм действия греха в падшем естестве имеет некоторую общую последовательность. В аскетической литературе она описывается как ряд состояний человека, где каждое последующее состояние характеризует большая степень зависимости от греха, плененности им. Динамика греха включает следующие этапы: помысел – прилог – внимание – сосложение – услаждение – решимость – дело.Помысел – не оформившееся, только возникшее ощущение. Оно даже не вменяется в грех, но это уже начальное действие греха, содержащее в себе едва уловимое стремление к нему. Внимание – этап когда помысел замечен, человек проявляет к нему интерес. Сосложение – согласие души с представившимся помыслом, помысел становится для человека своим, усваивается им. В дальнейших этапах грех окончательно оформляется и переходит из внутренней сферы в реальность.Помыслы – обыденная реальность рассеянной души. Аскетический метод борьбы с грехом заключается в его искоренении через отсечение помыслов, первых проявлений греха. Для этого необходимо различение помыслов и трезвение, то есть внимание над деятельностью сознания. Но это только начальный этап. За ним следует полное отсечение любых помыслов, в целях сосредоточения всех духовных сил для молитвы, в которой совершается синергирование.Помыслы могут образовывать сложные структуры характеризуемые одним вектором – стремлением к вожделенному объекту. Наличие таких структур говорит о наличии в человеке пристрастия к предмету, которое получило ценностное одобрение со стороны личности. пристрастие может иметь разные степени, высшая степень есть – одержимость, обладаемость предметом страсти. Чем сильнее человек стремиться обладать предметом страсти, тем сильнее он порабощает себя ему. Отсюда становится ясным, что страсть – есть состояние страдательное, греховный плен. Разрушительная работа страстей начинается с помыслов. Помыслы, часто повторяясь, выполняют функцию искушений (испытаний). Именно через них выявляются слабые места нравственного строя личности. Помысел является приманкой для не исцеленной страсти, которая обнаруживает себя через зарождение и совершение греха. Искушения являют отсутствие нравственного иммунитета и болезнь души, которая м.б. была скрытой (латентной).

Обманно-привлекательное действие искушения, которым человек и бывает поражен, называется соблазном. В соблазне за видимостью добра отсутствует объективно положительное содержание. Действие соблазна обычно осуществляется через людей; и главным образом потому, что соблазняемый хочет вкусить тот же грех, что и соблазняющий. Второй способ действия соблазна через человека состоит в том, соблазняемы отвергая соблазн впадает в грех осуждения. Поэтому тот, кто совершает грех бесстыдно открыто помимо самого греха, совершает себя грех подачи дурного примера и соблазна к осуждению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: