Предисловие. Методические указания

Кафедра философии

Методические указания

к программе самостоятельной работы и семинарским занятиям по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» для студентов магистерской квалификации направлений:140100 - Теплоэнергетика и теплотехника,140400 - Электроэнергетика и электротехника, 150100 - «Материаловедение и технологии»,150400–Металлургия, 151000-Технологические машины и оборудование, 151 900-«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 221700- «Стандартизация и метрология», 270800 - «Строительство» и др.

Магнитогорск

УДК 1(075.8)

Составитель: Лымарь А.Т.

Методические указанияк программе самостоятельной работы и семинарским занятиям по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» для студентов магистерской квалификации направлений: 140100 - Теплоэнергетика и теплотехника, 140400 - Электроэнергетика и электротехника, 150100 - «Материаловедение и технологии», 150400–Металлургия, 151000-Технологические машины и оборудование, 151 900 - «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 221700- «Стандартизация и метрология», 270800 - «Строительство» и др. Часть II. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. стр.

В методических указаниях разработаны на основе модульного принципа построения учебной дисциплины программа самостоятельной работы, планы семинарских занятий, информационные и методические источники к ним, темы докладов и рефератов с их информационным обеспечением, тематический глоссарий, тесты текущего контроля и варианты заданий рубежного и заключительного контроля.

Рецензент: Яковлев Д.А.

@ ЛымарьА.Т., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………… ………………... 4

Введение. Общие сведения об организации самостоятельной работы.. 7

2.1.0.0.Темы семинарских занятий дисциплины «Философские проблемы науки и техники» …………………………………………………………9

2.2.0.0.Информационные источники к программе семинарских занятий второго модуля…………………………………………………………..11

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Модуль второй. Философские проблемы техники

2.3.1.1. Семинар 1 Возникновение и развитие философии техники. Основные направления современной философии техники……………

2.3.1.2. Семинар 2. Технические науки как самостоятельная область знания …………………………………………………..

2.3.1.3. Семинар 3. Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники…………………………………………………39

2.3.1.4. Семинар 4. Специфика инженерной деятельности. Социальная ответственность инженера.……………………………………………. 45

2.4.0.0. Варианты заданий рубежного контроля №2……………………54

2.5.0.0. Варианты заданий заключительного контроля …………..

Предисловие

Техника как объект изучения философии техники – совершенно особое образование: хотя эмпирически она дана нам в качестве субстанции, конструкций и внешне напоминает объекты естественных и технических наук. В философском измерении техника является объектом гуманитарного познания. В философии техника не может рассматриваться аналогично объектам природы, как не включенная в человеческое существование, не влияющая на бытие человека. В технике человек встречается сам с собой, со своими замыслами и идеями, но такими, которые выступают в форме опредмеченной технической реальности. Как реальность - техника творение человека. В настоящее время в отношении к технике приходится решать не только проблемы эффективности или надежности, но и вопросы сугубо гуманитарные и философские, такие как судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой, освобождение от технической обусловленности. При этом возникает довольно сложная проблема: техника включает в себя понимание и концептуализацию техники, которые менялись в каждой культуре, в то же время она должна рассматриваться как существенная техническая реальность в качестве понимания техники, как технической среды, технической реальности. Техника оказывает огромное социальное, практическое и мировоззренческое влияние на все стороны жизни человека и общества. Успешная ориентация в мире культуры, пропитанной научным и техническим знанием, предполагает необходимый уровень знаний и определенного отношения к ним. Как целостное, органическое образование, современная техника включает в себя систему наук о природе, обществе и самом человеке. В ней закодирован опыт рационального и практического отношения к миру человечества за всю историю существования. Все отрасли научного и технического знания органически связаны. В процессе их развития происходит взаимообмен идеями, подходами, способами получения, обоснования и практического применения. Это способствует их взаимообогащению и развитию, как отдельных отраслей, так и техники и науки в целом. Осознание исторического характера развития науки и техники, необходимости периодической смены научных картин мира и технической реальности, качественных перемен в самом фундаменте мировоззренческих оснований знаний становится обязательным атрибутом культурного и образованного человека. Настоящая программа курса «Философские проблемы науки и техники» составлена с целью возможного применения потенциала философского знания в творческой деятельности современного специалиста. Программа составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, адаптирована для магистерской квалификации направлений:150100 - «Материаловедение и технологии», 151 900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 221700–«Стандартизация и метрология», 270800- «Строительство» и др., использованию электронных средств и дистанционных технологий в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: