Организационно-правовые формы предприятия

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества:

· полное товарищество;

· товарищество на вере (коммандитное товарищество);

· общество с ограниченной ответственностью,

· общество с дополнительной ответственностью;

· акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество.

Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

· они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;

· распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;

· участие акционеров в управлении обществом;

· право акционеров на получение дохода (дивиденда);

· дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделемым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

Предприятия могут создавать различные объединения.

(25)производственная функция.Издержки производства:их сущность и классификация

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Рисунок 2 - Кривые средних издержек

Средние постоянные издержки (AFC)опреде­ляются путем деления суммарных постоянных изде­ржек (TFC) на соответствующее количество произ­веденной продукции ( Q ). То есть, AFC = TFC / Q.

Поскольку сумма постоянных издержек, по определению, независима от объема производства, AFC будут падать по мере увеличения количества производимой продукции. С ростом объема произ­водства данная сумма постоянных издержек распределяется на большее и большее ко­личество продуктов.

Средние переменные издержки (AVC) опреде­ляются путем деления суммарных переменных изде­ржек (TVC) на соответствующее количество произ­веденной продукции (Q): AVC = TVC / Q.

AVC сначала падают, достигают своего мини­мума, а затем начинают расти. При малом объеме произво­дства производственный процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим, поскольку имею­щееся у фирмы оборудование окажется недогружен­ным. Однако по мере рас­ширения производства более высокий уровень специ­ализации рабочих и более полное использование капитального оборудования фирмы обеспечат повы­шение эффективности производства. В результате переменные издержки в расчете на единицу продукции будут снижаться. Вследствие применения все больше­го и большего количества переменных ресурсов, в кон­це концов, наступит такой момент, когда закон убыва­ющей отдачи вступит в действие. Каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объ­ем производства на меньшую величину, чем предыду­щая. Значит, AVC начнут возрастать.

Средние общие издержки (АТС) можно рас­считать путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции (Q) или же, проще, путем сложения AFC и AVC для каждого из возможных объемов производства. То есть, АТС = TC / Q = AFC + AVC.

На рисунке 2 кривая АТС получена путем сложения по вертикали AFC и AVC.

Рис. 22.1. а) Кривая общего продукта (ТР); б) кривая среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР)

Проведя через точку А касательную, получим угол Р, тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс Р по величине больше tg а. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс Р принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В (рис. 22, б), начинает Сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.

Мы видим, что наиболее эффективное изменение переменного фактора X наблюдается на отрезке от точки В до точки С. Здесь предельный продукт (МР), достигнув своего максимального значения, начинает уменьшаться, средний продукт (АР) еще увеличивается, общий продукт (ТР) получает наибольший прирост.

(26-27)Средние и предельные издержки и их кривые. Равновесие предпринимательской фирмы на рынке в краткосрочном периоде

Средние постоянные издержки ( ) - постоянные издержки в расчете на единицу продукции: .
По мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки по мере увеличения объема выпуска снижаются.
Средние переменные издержки ( ) - переменные издержки в расчете на единицу продукции: .
По мере увеличения объема производства средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем под действием закона убывающей отдачи начинают расти.
Средние совокупные издержки ( ) - совокупные издержки в расчете на единицу продукции: или .
Изменение средних совокупных издержек в зависимости от изменения объема производства отражает изменение средних постоянных и средних переменных издержек.
Пока снижаются и те и другие - средние совокупные издержки падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных - средние совокупные издержки начинают расти.

В экономическом анализе широко используются предельные издержки ( ) - прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции: .
Предельные издержки можно представить как разность между издержками производства n единиц продукции и издержками производства n-1 единиц продукции .
Предельные издержки, показывая, во сколько обойдется фирме увеличение выпуска на единицу, решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

По мере увеличения объема производства предельные издержки сначала снижаются, а затем начинают расти.
Так же как и в случае с общими издержками, зависимость средних и предельных издержек от объема производства описывается соответствующими кривыми.

Семейство средних и предельных издержек производства представлено на рис. 14.2.


Рис. 14.2. Кривые предельных ( ) и средних (постоянных - ,
переменных - , совокупных - ) издержек
.


Если предельные издержки меньше средних переменных и средних совокупных ( < и ), то производство каждой дополнительной единицы продукции уменьшает средние переменные и средние совокупные издержки (соответствующие кривые имеют отрицательный наклон).
Если предельные издержки больше средних переменных и средних совокупных ( > и ), производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает средние переменные и средние совокупные издержки (соответствующие кривые имеют положительный наклон).
Согласно правилу предельных и средних издержек, если предельные издержки равны соответственно средним переменным ( = ) или средним совокупным издержкам ( = ), то средние переменные и средние совокупные издержки минимальны.

Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей. Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.. Факторы производства могут использоваться более интенсивно за счет увеличения продолжительности рабочего дня. более интенсивного использования оборудования. В результате будет расти производство как реакция на предполагаемое увеличение спроса свойства: 1. Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного фактора при прочих равных условиях. 2. Существует определенная взаимодополняемость факторов производства. Новое оборудование требует квалифицированной рабочей силы. 3. Производственная функция не допускает расточительных или нерентабельных производственных процессов, т.е. она предполагает, что фирмы могут использовать каждое сочетание факторов с максимальной эффективностью.В процессе производства товаров и услуг затрачива­ется живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого у каждой фирмы есть два пути: постараться продать свой товар по возможно более высокой цене или попробовать сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.В зависимости от времени, затрачиваемого на из­менение количества применяемых в производстве ресурсов, различают краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы. В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы - количество труда, сырья, вспо­могательных материалов, топлива.В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется.

(28)Условия долгосрочного устойчивого равновесия предпринимательской фирмы. Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов фирмы

долгосрочный пе­риод - это такой промежуток времени, в течение которого фирма мо­жет изменить все факторы производства, используемые для изготов­ления продукта.Кроме того, долгосрочный период характеризуется также измене­нием числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрас­ли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей. В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работ-ков. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в тече­те краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТЫ РОСТА МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА До сих пор мы терпеливо соглашались с утверждением, согласно которомупоследовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-товремени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции,но начиная с определенного момента все большие и большие размерыпредприятия означают повышение средних общих издержек. Теперь нам следуетобъяснить эту закономерность. Собственно, почему же кривая долгосрочных АТСимеет дугообразную форму? Дугообразность кривой долгосрочных среднихиздержек можно объяснить при помощи того, что экономисты называютположительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства, илиэффектами масштаба. Положительный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба (как ещеговорят, эффект массового производства, или экономия, обусловленная ростом масштабов производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных АТСизображенной на рисунке 2. По мере роста размеров предприятия целый рядфакторов начинает действовать в направлении снижения средних издержекпроизводства. 1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение уровня специализации используемоготруда становится возможным по мере роста размеров
K L
     
1 2 3 5 11 16 11 16 20 16 20 23

Приведенные в таблице данные можно представить в виде следующего рисунка, показывающего функциональную зависимость объема производства (q) от различного соотношения фактора труда (L) и капитала (К).

Рис. 3.15.

Рисунок хорошо показывает, что один и тот же объем производства может быть получен при разном соотношении факторов труда (L) и капитала (К). Например, объем q1 можно получить при использовании факторов как в сочетании 0K1 и 0L1, так и в сочетании 0К2 и 0L2. Видно, что трудом в объеме L1L2 можно заменить капитал в объеме К1К2, и наоборот. Отношение величины одного фактора к величине другого замещаемого им фактора характеризует коэффициент замещения.

Сохранив количество труда 0L2, можно увеличить объем производства до q2, применив дополнительный капитал в размере К2К1.

Кривые, характеризующие объем производства, показывают возможность бесчисленного множества сочетаний факторов, обеспечивающих данный объем. Возникает вопрос: какое из из этого множества факторов наиболее выгодное для предприятия? Ответ на него дается с помощью линии бюджетного ограничения.

Рис. 3.16.

Линия бюджетного ограничения соединяет концы отрезков ОК и 0L, характеризующих возможность предприятия с учетом имеющихся у него финансовых средств приобрести трудовых факторов в количестве 0L либо капитальных факторов в количестве ОК. Любая точка на этой линии (а, в и т.д.) ука зывает на возможные сочетания данных факторов.

Если данную линию наложить на кривые взаимозамещения факторов, то точка пересечения линии с той или иной кривой укажет на наиболее выгодное для предприятия сочетание факторов (см. рис. 3.17). Рисунок показывает, что сочетание факторов OKI и 0L1 при данных бюджетных возможностях предприятия является наиболее выгодным и эффективным. Оно позволяет производить продукцию в объеме q2, что больше, чем при сочетании факторов 0К2 и 0L2, требующих для своего приобретения тех же средств. Видно, что первое сочетания факторов позволяет производить продукции больше при данных затратах на эти факторы.

Рис. 3.17.

Рисунок также показывает, что если цены на тот или иной фактор изменятся, то это приведет к изменению положения линии бюджетного ограничения и, следовательно, потребует иного соотношения между факторами.

Рассмотренные закономерности распространяются и на землю как фактор производства. Но наличие пространственных характеристик у данного фактора обусловливает определенные особенности на его использование. Прежде всего данный фактор требует учета принципов рационального размещения предприятия. Отметим основные из этих принципов.

1. Близость к источникам сырья. Сырье считается транспортоемким, то есть требующим больших затрат на перевозку. Поэтому важно разместить предприятие таким образом, чтобы эти расходы были минимальными.

2. Близость к источникам энергии. Этот принцип особенно важен для энергоемких производств, например, для предприятий алюминиевой промышленности.

3. Близость к источникам рабочей силы. Если предприятие находится далеко от места проживания рабочих, то последним приходится тратить время и средства на проезд на работу и с работы, а это отражается на их зарплате.

4. Близость к рынку сбыта производимых товаров. Этот принцип касается в первую очередь транспортоемких или скоропортящихся товаров.

5. Близость к транспортной системе. Исходя из содержания предыдущих принципов, можно сказать, что данный принцип является интегральным, так как транспортная система (автомобильная, железнодорожная, водная и т.д.) обеспечивает и провоз сырья, и рабочей силы, и производимых товаров.

(31)Сравнительная характеристика теории потребителя и теории фирмы

(32)Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия

Взаимодействие между спросом и предложением, т.е. обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке. Вам уже знакомы основные свойства функции спроса и предложения. Вы знаете, чем обусловлено поведение потребителя и фирмы. Теперь настало время поговорить о структуре самого рынка и о том, каким образом она влияет на поведение фирмы (или фирм) и потребителей (или потребителя), а также на их благосостояние. Каковы основные элементы структуры рынка? Количество фирм и потребителей на рынке. По этим двум признакам можно выявить следующие типы рыночных структур. Приведенную ниже классификацию предложил в 1934 году немецкий экономист Г. фон Штакельберг. Чтобы было понятнее, поясним формирование терминов, определяющих тот или иной тип структуры рынка:
Производители (предложение) Потребители (спрос) Полиполия Олигополия Монополия
Полипсония Двусторонняя полиполия (Конкуренция) Олигополия Олигополия
Олигопсония Олигопсония Олигополия, ограниченная олигопсонией Монополия, ограниченная олигопсонией
Монопсония Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия
Моно (от греч. mono) - один, единый, означает присутствие на рынке либо одного потребителя (покупателя), либо одного производителя (продавца). Олиго (от греч. oligo) - несколько, означает присутствие на рынке нескольких продавцов или нескольких покупателей Поли (от греч. poly) - много, означает присутствие на рынке большого (бесконечного, неизмеримого) количества продавцов или покупателей. Полия (от греч. poliya) - продавать, продавец, характеризует наличие продавцов на рынке. Псония (от греч. psoniya) - покупать, покупатель, характеризует наличие покупателей на рынке. Соответственно, моно, олиго и поли являются приставками, а полия и псония - корнем терминов, характеризующих ту или иную структуру рынка. Что характерно, классификация Штакельберга не подразумевает разделение конкуренции на монополистическую и совершенную конкуренцию, он рассматривал просто конкуренцию. Впоследствии это допущение было исправлено: мы подробно рассмотрим отличие одного вида конкуренции от другого. В дальнейшем нас будет интересовать классификация, приведенная в верхней строке таблицы Штакельберга: разделение по принципу количества продавцов (производителей) на рынке, то есть - двусторонняя полиполия (конкуренция монополистическая и совершенная), олигополия и монополия. Итак, с одной стороны на рынке может быть много, один, несколько или бесконечное множество покупателей, а с другой стороны - один, несколько или бесконечное множество продавцов. Согласитесь, что ситуация, когда на рынке только один покупатель и бесконечное множество продавцов, это совсем не одно и то же, что и ситуация, при которой на рынке бесконечное множество покупателей и всего один производитель и продавец продукции. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (покупок) товара будут существенно различаться для различных типов рыночных структур. Основными признаками той или иной рыночной структуры, кроме количества фирм, могут быть: 1. Возможность покупателей (продавцов) влиять на уровень цен 2. Барьеры входа на рынок (в отрасль) 3. Однородность (или дифференциация) продукции 4. Неценовая конкуренция Что значит - возможность влияния на уровень цен? Значит, от поведения отдельных экономических агентов (потребителей или покупателей) зависит повышение или понижение уровня цен. Под барьерами входа на рынок подразумевается возможность фирмы начинать свою деятельность на данном рынке (в данной отрасли), то есть производить и продавать в рамках конкретной рыночной структуры. Входные барьеры бывают в основном двух типов: юридические и экономические. Первые часто непреодолимы (связаны с уголовным наказанием), высота вторых существенно различается по конкретным отраслям и, в принципе, может быть измерена. Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака и т.д.). Юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности, акцизные марки и т.д.). Экономические преимущества крупного производства; иными словами, затраты в данной отрасли существенно снижаются с увеличением масштаба производства (или Экономика малое производство попросту невозможно), в этом случае требуются Чем больше фирм в отрасли, тем меньшего они размера. Соответственно монополия характеризуется самым большим размером фирмы, а совершенная конкуренция - малым.

(33)Чистая (совершенная) конкуренция и ее характеристика. Максимизация прибыли на основе сопоставления валовых показателей в условиях чистой конкуренции

Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являютсяследующие: на рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна изкоторых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной;вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями; покупатели ипродавцы имеют равный доступ к информации. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большогочисла независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукциюна высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однороднуюпродукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавцапокупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствуетоснование для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий вкачестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Отдельныйконкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта естьданная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма можетполучить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и применьшем объеме производства. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены несуществует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, тоесть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства,возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об ихизменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании,может начать производство данного товара или беспрепятственно покинутьрынок.

(34)Монополистическая конкуренция и ее характеристика.

Чистая монополия и ее характеристики.

Чистая монополия – это отрасль состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем продукта или услуги, не имеющих аналогов. Покупатели не имеют возможности выбора, нет альтернатив и они приобретают данную продукцию по цене, которую диктует монополист. Ценовая и неценовая конкуренция отсутствуют.

Чистый монополист диктует цену, так как он контролирует предложение в отрасли. При этом в отрасли имеется возможность выбора как цены, так и объема производства.

Вступление в отрасль заблокировано. Причины возникновение чистой монополии кроются в барьерах, препятствующих другим фирмам входить в отрасль. Эти препятствия объясняют также существование монополистической конкуренции и олигополии. Однако в условиях чистой монополии барьеры достаточно высоки и практически полностью блокируют потенциальных конкурентов.

Барьеры для вступления в отрасль:

1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использование современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая, автомобильная, в отраслях пищевой промышленности чайная, например. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

В тоже время следует отметить, что во многих отраслях, в частности пищевой и легкой промышленности эффективный размер предприятия может быть достигнут на основе небольшой, но достаточной доли на рынке. Поэтому высокая степень отраслевой концентрации - чистые монополии или олигополия - неоправданы с позиций эффекта масштаба в достаточно большом количестве отраслей.

2) Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, общественный транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля за ценой.

3) Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс», «Смирновская водка» и др. Монополистическая власть, полученная благодаря патентов, может усиливаться. Дело в том, что прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.

4)Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» с контролируемыми свеклосахарными хозяйствами, «Де Бирс компани оф Эфрика» являясь собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли.

Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и наконец недобросовестная конкуренция.

В тоже время следует отметить, что барьеры ограничивающие вступление в отрасль, являются весьма значительными в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде они могут быть преодолимы.

Фирма - монополист, как и любая другая, стремится к получению максимальной прибыли, поэтому в ходе принятия решений о цене продажи продукта она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Но поскольку монополист является единственным производителем, то монопольный спрос совпадает с рыночным. Издержки и рыночный спрос ограничивают монополиста в установлении высокой цены. Максимализируя прибыль, он все же определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку уровень предельного дохода монополиста находится ниже уровня рыночного спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, об этом свидетельствует тот факт, что на монополизированных рынках цена превышает предельные издержки.

Однако издержки монополистов и конкурентных производителей неодинаковы. С одной стороны, эффект масштаба обеспечивающий более низкие издержки на единицу продукции, доступней для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другой стороны, неэффективность — неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов — более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм. Однако монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить представленные государством монопольные привилегии, что не позволительно для конкурентов.

(35)Олигополия и рыночная концентрация. Важнейшие характеристики олигополии

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - "картельное соглашение".
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде "жесткости цен" или "лидерства в ценообразовании", так и через особые организации типа "патентных пулов" (или консорциумов).
Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

(39)Спрос на ресурсы как производственный спрос. Особенности ценообразования на рынках факторов производства. Правило использования ресурсов

Спрос на ресурсы как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.

Предельный продукт в денежной форме (MRP). Производный характер спроса на ресурсы означает, что он будет зависеть от:

1) производительности ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурс можно видеть на примере, приведенном в табл. 5.1.

Предположим, что фирма приобретает один переменный ресурс для своего производства, пусть это будет труд. Данные в столбцах 1—3 табл. 5.1 определяются законом убывающей доходности,

в соответствии с которым предельный продукт какого-либо ресурса (MP) по мере роста объемов его использования сокращается.

В столбце 4 даются сведения о цене продукта, которая на конкурентном рынке постоянна. Умножая данные в столбцах 2 и 4, получаем общий доход в столбце 5. Тогда легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (MRP) — прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства, который указан в столбце 6.

Правило использования ресурсов: MRP = MRC. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнитель-

ные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. Исходя из определения MRP показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего.

ценообразование на факторы производства имеет ряд существенных особенностей.

1. Если предложения товаров и услуг поступают от фирм, а спрос на них предъявляют домашние хозяйства, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос — из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках — наоборот.

2. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него, зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на блага.

3. Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого каждый фактор имеет две цены: прокатную и капитальную.

Прокатная цена фактора представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода времени.

Капитальная цена фактора — сегодняшняя ценность услуг фактора за весь срок его службы.

Предположим, фирма имеет капитал в объеме К и принимает решение об увеличении числа рабочих мест. Определенное количество работников уже нанято, следует ли принимать еще одного дополнительного работника?

Следует, если дополнительная выручка, которую получит фирма в результате деятельности данного работника, будет больше затрат на него:

MRPL > MIC,

где MRPL — предельная выручка предельного продукта труда, то есть прирост выручки в результате найма дополнительного работника;

MIC — предельная стоимость ресурса (на рынке труда — затраты на оплату дополнительного работника).

MRPL = МРL Ч MR,

где МРL — предельный продукт фактора (труда);

MR — предельная выручка.

В условиях совершенной конкуренции на рынке благ MR = P и

MRPL= VMPL = МРL Ч P,

где VMPL — ценность предельного продукта труда.

Кривая MRPL (VMPL) является кривой спроса на ресурс. Форма кривых спроса определяется законом убывающей предельной производительности.

При монополии MR<Р. Следовательно, кривая спроса на ресурс монополии будет лежать ниже кривой спроса фирм-совершенных конкурентов. Это означает, что при данной ставке заработной платы (w) фирмы-монополисты наймут меньше работников, чем было бы нанято при наличии совершенной конкуренции на рынке готовой продукции.

Характер предложения ресурса определяется структурой рынка самого ресурса.

При совершенной конкуренции на рынке труда фирма-работодатель может нанять любое количество работников по ставке заработной платы w, которая равна предельной стоимости ресурса (MIC) и средней стоимости ресурса (AIC)

MIC = AIC = w.

Монопсония — рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных конкурентов, покупатель.

Кривая предельной стоимости ресурса (MIC) имеет положительный наклон. Для того чтобы нанять дополнительного работника (или увеличить продолжительность рабочего дня уже нанятого) фирма-монопсонист должна предложить более высокую ставку оплаты труда. Тем же объясняется и положительный наклон AIC.

Кривая MIC лежит выше AIC, так как заработная плата дополнительного работника (MIC) растет более высокими темпами, чем средняя заработная плата на предприятии (AIC).

Кривая предложения труда (SL) совпадает с кривой AIC, поскольку фирма-монопсонист платит одинаковую заработную плату каждому работнику (платить по индивидуальной ставке, совпадающей с MIC, невозможно).

Двусторонняя монополия на рынке труда — ситуация, когда монопсонии покупателя противостоит монополия продавца, то есть фирме-монопсонисту противостоит профсоюз-монополист.

Для принятия решений о предложении капитала используется понятие межвременного бюджетного ограничения.

Уравнение межвременного бюджетного ограничения показывает возможность для перевода потребления, которым пожертвовали в первый год, в потребление второго года:

C2=I2+(1+i)Ч(I1-C1),

где I1 I2 — доход, соответственно полученный в первый и во второй год;

С1, С2 — потребление, соответственно, текущего и второго года;

i — ставка ссудного процента (годовая).

Ссудный процент — цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование их средств в течение определенного периода.

Кривая временного предпочтения показывает сочетания текущих и будущих расходов из данного объема текущего дохода, предпочтительность которых для потребителя одинакова.

Предельная норма временного предпочтения (MRTP) — это денежная ценность дополнительного будущего потребления, необходимая для того, чтобы компенсировать потребителю отказ от текущего потребления на единицу денежного дохода без изменения уровня благосостояния потребителя:

MRTP = 1 + i.

Дисконтирование — процесс вычисления сегодняшней суммы, которая выплачивается через определенный срок при существующей норме процента

где PV — сегодняшняя ценность;

Rt — величина дохода в соответствующем году;

i — ставка процента (норма дисконта);

t — период времени.

Если фактор имеет бесконечный срок службы (земля), то

PV = R / i.

Чистая сегодняшняя ценность (NPV) является основным критерием принятия инвестиционных решений и представляет собой разность между сегодняшней ценностью потока будущих доходов и капитальной ценой фактора (объемом инвестиций)

NPV = - I + PV,

где I — объем инвестиций.

Для принятия решения об инвестировании должно иметь место неравенство NPV > 0.

Внутренняя норма доходности (IRR) — критерий выгодности инвестиций — соответствует такой ставке ссудного процента, при которой проект можно реализовать за счет ссуды при NPV = 0.

Концепция экономической ренты помогает объяснить, как работают факторные рынки.

Инфрамаржинальная рента — разница между оплатой единицы привлеченных ресурсов и тем минимумом, при котором возникает предложение этой единицы на рынке ресурсов

Чистая экономическая рента — доход, полученный посредством какого-либо производственного фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением по отношению к его цене.

Дифференциальная рента — рента, полученная за счет использования единиц ресурсов более высоких порядков при их ранжировании по производительности.

Цена земли (Р3) не тождественна земельной ренте. Она определяется на основе капитализации ренты R

где R — годовая рента;

1 / (1 + i)n — коэффициент дисконтирования.

Поскольку цена земли — бессрочное вложение капитала, то

PЗ = R / i,

где i — рыночная ставка ссудного процента.

Правило использования ресурсов — принцип, в соответствии с которым фирма при использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Для достижения указанных целей предприятие должно использовать такое количество ресурсов, чтобы величина получаемого от него предельного продукта в денежной форме (MRP)была равна предельным денежным издержкам на данный ресурс (MRC) (MRP = MRC).

Если же MRP>MRC, то потребление фирмой еще одной единицы ресурса увеличит доход в большей степени, чем издержки, и, следовательно, повысит прибыль. Иное соотношение этих величин(MRC > MRP) означает, что увеличить прибыль можно только сокращением применения данного фактора производства. В ситуации же равновесия денежных величин предельного продукта и издержек ресурса увеличить доход или уменьшить убытки, изменив потребление фактора производства, невозможно. Это правило носит универсальный характер, действительно для фирм, функционирующих на рынках как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

Использование принципа «MRP=MRC»имеет то же логическое обоснование и результат, что и правило равенства предельного дохода и издержек (MR = MC). Однако в данном случае максимизация прибыли оценивается не с точки зрения результата — соответствующего объема производства, а с позиций затрат — определенного количества используемого ресурса.

(43)Рентные отношения в рыночной экономике. Рынок земли. Дифференциальная рента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: