Факторы ценовой эластичности спроса

1. Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

2. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

3. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

5. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

7. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

(17)Эластичность спроса по доходу.Прекрестная эластичность

Эластичность спроса по доходу.

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.

, где

d Y (%) - процентное изменение дохода

Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

3. Перекрестная эластичность.

Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

, где

E (k) - перекрестная эластичность;

d Q1 (%) - процентное изменение спроса на один товар;

d P2 (%) - процентное изменение цены на другой товар.

С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

(18)эластичность предложения.Факторы эластичности предложения.Практическое применение теории эластичности в микроанализе

полезности). В этом случае достигается состояние равновесия.
Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Алгебраически правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующими образом: где - предельная полезность благ a, b, c; - цена благ a, b, c.

Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (табл. 7.1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.

Таблица 7.1


Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 утилей), а наименьшую - товар А (10 утилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45).

Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).

Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно создаст такие условия, при которых предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).

Если никакое перераспределение дохода не позволит увеличить совокупную полезность, это означает, что достигнуто состояние равновесия.

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике. В противовес кардиналистической теории некоторые экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. В соответствии с представлениями сторонников этой теории потребитель делает выбор, исходя из предпочтительности того или иного набора товаров. При анализе поведения потребителя ординалистическая теория предполагает ряд допущений: Множественность видов потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими. Транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко). Взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя. Убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара (одежда) и товара (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров и .


Обозначив на вертикальной оси товар , а на горизонтальной оси - товар и найдя координаты, приведенных выше, различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис 7.3).
Рис. 7.3. Кривая безразличия


Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D) характеризует набор товаров и , имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупную полезность), и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести. Так как ни один из наборов не имеет предпочтения, то блага, входящие в набор, взаимозаменяемы.

Кривая безразличия выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара () сопровождается сокращением потребления другого товара (), т.е. товар заменяется товаром . Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения.
Предельная норма замещения () показывает, насколько можно сократить благо У при увеличении потребления блага на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворения потребностей.
По мере движения вдоль кривой безразличия абсолютное значение уменьшается.
В нашем примере при переходе от набора А к набору В
= (40-25): (4-2) = 15:2 = 7,5;
при переходе от набора В к набору C
= (25-20): (5-4) = 5:1 = 5;
при переходе от набора C к набору D
= (20-15): (8-5) = 5:3 = 1,7.
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров ( и ) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис.7.4). Карта кривых безразличия - это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Рис. 7.4. Карта кривых безразличия


Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя - его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом: где и - цена товара и товара ; и - количество товаров и , которое может быть куплено на доход потребителя; - доход потребителя.
Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии.
Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах - и . Цена товара = 100 руб., цена товара = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров.

Обозначив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной - товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Бюджетная линия


Любая точка, лежащая на бюджетной линии, обозначает доступность набора товаров для потребителя, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров и . Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, обозначенный точками, расположенными выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), также означает доступность набора товара для потребителя, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара , и товара .

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия: сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит равное снижение цен двух товаров; сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен; меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально. Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Напомним, что осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: его координаты должны находиться на бюджетной линии, и он должен быть предпочтителен по сравнению с другими. Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия - состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

Рис. 9.6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов

Излишек потребителя

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Для совокупности потребителей излишек равен площади между кривой спроса и рыночной ценой (ее уровень обозначен p 0 на рис. И. 3).

(24)Предпринимательство.Организационно-правовые формы предприятий(фирм)

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственнымриском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсовдеятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножениясобственности. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связанос рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственнойдеятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительнуювыгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не являетсяисточником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается всоставное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обменастановится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарноепроизводство исторически и генетически является исходным пунктомпредпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новыхвозможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обменапредприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейсяодновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами,предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. Вчетвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обменобусловливает общественный характер предпринимательской деятельности. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через егопризнаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинированиефакторов производства, новаторство. Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремлениек поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новыхрынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды —отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — этостремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессомрыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этогопроцесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом инасилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественныхпотребностей — с "духом ненасильственного приобретательства". Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление еев качестве функционального признака предпринимательской деятельностиобусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания,любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некимипреимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могутбыть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрииинформации. Лица, обладающие большей информацией, получают известныепреимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их ксобственной выгоде. Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровеньрегламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативнаяактивность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смыслесоздание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования-ключевая задача перехода к предпринимательству. Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность вдеятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи счисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтенийпотребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной,прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения.Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительностьпредставляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождаеткоммерческий риск. Хотя риск и является органической компонентой предпринимательскойдеятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску.Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и своюпользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческиекачества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемоевознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтомувеличина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятногоувеличения дохода.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: