СК – особый вид организационного контроля, который заключается в наблюдении за процессами стратегического управления в его оценке, с целью обеспечения правильного функционирования предприятия, выполнения стратегии.
Основное предназначение: определение правильности выполнения стратегии.
Пастулаты СК:
- он опирается на философию контролинга
- мероприятия по обеспечению роста доходности предприятия не должны быть превышать допустимым для конкретных уровней функционирования предприятия рисков.
Контролинг – философия, образ мышления руководителей предприятия, ориентируемые на определенное использование ресурсов и на развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Цель СК:
1)обеспечение выживания предприятия в условиях динамической внешней средой
2) проведение антикризисной политики
Выработка стратегии позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. Может показаться, что если стратегия была выбрана правильно и были созданы необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или же полностью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.
|
|
Задачей СК является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.
Задача стратегического контроля - сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности. Сопровождение включает проверку адекватности формулировки стратегии, ее внедрение и реализацию. При формировании концепции стратегического контроля необходимо учитывать и решать следующие задачи:
· формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;
· установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;
· определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;
· перепроверка реальных величин по отношению к нормативным путем сравнения плана и факта (т.е. по статистике за прошедший период) и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
|
|
·
· фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;
· выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.
В качестве контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля. Такими объектами, а следовательно, и контролируемыми величинами могут быть: цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-сценарии, рубежи и последствия.
К основным функциям стратегического контроля относятся:
1) контроль процесса реализации общей стратегии;
2) становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления;
3) мониторинг системы стратегических индикаторов – показателей, в том числе отдельно по внешней и внутренней среде;
4) первичный поэлементный и интегральный стратегический анализ;
5) первичная фиксация критических стратегических позиций организации;
6) участие в подстановке стратегических целей;
7) участие во вторичном стратегическом анализе и стратегической рефлексии;
8) координация всех этапов стратегического управления как процесса в целом всех элементов стратегического менеджмента.