Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Договор регламентируют ст. 525-534 ГК и в субсидиарном порядке общие правила о поставке. В части, не урегулированной ГК, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются также следующие законы: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон 29 декабря 1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Федеральный закон от 2 декабря 1994 года №55-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (в последнем случае применяются соответствующие нормы о договоре контрактации), Федеральный закон от 27 декабря 1995 года №213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.

Государственными (муниципальными) нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Поставка осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров соответственно для государственных или муниципальных нужд и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров. Этим и определяются следующие особенности контракта и договора.

По государственному (муниципальному) контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику либо по его указанию иному лицу (покупателю) по отгрузочной разнарядке. В последнем случае между поставщиком и покупателем, определенным отгрузочной разнарядкой, заключается договор.

Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, орган власти субъекта РФ, а муниципальным заказчиком – местный орган самоуправления.

Государственный (муниципальный) заказчик может передать право на заключение государственного (муниципального) контракта другим лицам в порядке, установленном законом.

Поставщики определяются заказчиком двумя способами: путем размещения заказов через проведение торгов, или без проведения торгов (путем запроса котировок, закупки товаров у единственного поставщика). В случаях, установленных нормативными правовыми актами (для казенных предприятий, предприятий-монополистов), поставщики определяются в обязательном порядке.

Существенным услов ием контракта и договора является предмет, его качество, тара и/или упаковка, срок. Обычно определяются также ассортимент, комплектность, цена, порядок исполнения, меры обеспечения и ответственности.

По общему правилу, оплачивает товары, поставленные на основе контракта, заказчик, а товары, поставленные на основе договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, - их непосредственный получатель как сторона договора.

Форма контракта и договора – простая письменная.

Для заказчика заключение контракта является обязательным. Для поставщика (исполнителя) заключение контракта является обязательным, если он принял доведенный до него контракт либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного (муниципального) заказа. В случаях, предусмотренных законом, заключение контракта будет являться для исполнителя (поставщика) строго обязательным. Однако при этом должно быть соблюдено требование ст.533 ГК о возмещении всех убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением контракта[19]. (Убытки подлежат возмещению не позднее 30 дней со дня передачи товара). Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

Размещение государственного (муниципального) заказа на торгах осуществляется в форме конкурса и аукциона.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного (муниципального) контракта. Под аукционом - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену государственного (муниципального) контракта.

И конкурс, и аукцион могут быть открытым или закрытым. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет".

Размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок представляет собой такой способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте соответствующего извещения. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Победителем торгов в зависимости от формы размещения заказа признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия исполнения контракта, либо наиболее низкая цена контракта.

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если: поставки товаров относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляются поставки культурных ценностей, осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей и в других случаях.

Государственный (муниципальный) заказ признается размещенным со дня заключения государственного (муниципального) контракта.

Порядок заключения контракта:

1. Сторона, получившая проект контракта, не позднее 30-ти дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне.

2. При наличии разногласий по условиям контракта – в тот же срок сторона, получившая контракт, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.

3. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, в течение 30-ти дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30-ти дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам торгов, то в этом случае он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В том случае, когда поставка товаров осуществляется не государственному (муниципальному) заказчику, а иным покупателям, то поставщику и соответствующим покупателям направляется извещение о прикреплении их друг к другу.

Извещение направляется адресатам не позднее 30-ти дневного срока со дня подписания контракта и является основанием для заключения между ними договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. В этом случае покупатель сам будет оплачивать поставленные товары как сторона договора.

Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (т.е. извещение о прикреплении не порождает для покупателя обязанности заключить договор).

Об отказе покупателя поставщик незамедлительно уведомляет заказчика и может потребовать от него нового извещения о прикреплении к другому покупателю. Заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика либо выдает такое извещение, либо направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товар.

Если заказчик не выполняет эти обязанности, поставщик вправе потребовать от него принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению, с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на заказчика.

В предусмотренных законом случаях заказчик вправе отказаться от товаров, поставленных по государственному (муниципальному) контракту. Если такой отказ влечет изменение или расторжение контракта, заказчик возмещает убытки, причиненные поставщику таким расторжением или изменением.

Оплата товаров производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом. Заказчик признается поручителем по обязательству покупателя произвести оплату товара. В силу ст.363 ГК, если в контракте нет указаний на субсидиарную ответственность заказчика, то он несет солидарную ответственность вместе с ненадлежащим плательщиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: