Тихий час

Автор Составитель:
Сковородникова В.Е. - старший
воспитатель ЗЦДЮТ "Зеркальный"
Санкт-Петербург 2003г.
отрывок из методического
пособия "Это надо знать!"

В былые годы в распорядке дня каждого лагеря где-то между обедом и полдником располагался 'дневной сон', он же 'тихий час', он же 'горизонт', 'ПЧМ', 'абсолют' и т.д. В это послеобеденное время дети должны были спать. Так требовали медики, справедливо утверждая, что сон укрепляет здоровье. Поскольку дети часто не понимали ценности этой процедуры для своего здоровья и не спали, вожатым вменялось в обязанность организовывать процесс коллективного засыпания, чем в значительной степени повышать оздоровительный эффект.

Сегодня столь категорического требования уже нет. Сегодня администрация каждого лагеря самостоятельно делает выбор: 'Спать или не спать?' И часто совсем уже принимает решение 'Не спать', как тут же пугается; 'А что же тогда делать, если не спать?' Ведь полезность послеобеденного отдыха для детей - не домыслы. И биоритмы детского организма - не вымыслы. И если вместо двух часов сна разрешить два часа бега и прыжков, произойдет истощение, а не восстановление жизненных функций. И лагерь не выполнит одну из важнейших своих задач - оздоровление детей.

Поэтому послеобеденный отдых нужен, но отдых - это не всегда сон. Отдых - смена видов деятельности. И значит, послеобеденный отдых - это смена эмоциональных и подвижных игр на спокойные, тихие занятия. К таким занятиям можно причислить: чтение книг; лепка из пластилина; написание писем домой; вязание на спицах; игры в шахматы и шашки; отгадывание кроссвордов; слушанье музыки; вырезание из дощечки кораблика; запись слов любимой песни; просмотр телевизионных программ; лежание на спине и разглядывание облаков; рисование и выстригание платьиц для куколки; собирание кубика Рубика; занятия с конструктором; слушание читаемой вслух книги.

Но прежде, чем организовать эти или другие тихие занятия, еще раз подумайте: 'А может быть, все-таки спать?' Как показывает опыт тех самых лет, когда дневной сон был 'принудиловкой', добиться засыпания детей можно. И в том случае, когда детям 6 лет, и когда им 12. Для этого нужна лишь твердость. Безапелляционно заявить, что спать будем, решительно потребовать раздеться и занять горизонтальное положение, строгим взглядом или словом прекратить разговоры, твердой поступью приступить к обходу владений. Удары ваших шагов будут внушать: 'Карающий меч возмездия за непослушание где-то рядом'.

Многие дети, поняв, что они лишились всякой надежды заняться чем-то более интересным, поворочаются, повздыхают и уснут. При этом кроме требовательно-надзирательного стиля можно использовать нотки высокого пафоса: 'Настоящему человеку нескучно оставаться наедине с собой два часа'. Правда, отдельные мальчики и девочки последние слова воспринимают не как повод предаться размышлениям о вечном, а как повод заняться мастурбацией - это довольно распространенное явление в лагере - руки ребенка непроизвольно начнут изучать другие части тела, когда он вынужден лежать, а сна ни в одном глазу.

А теперь представим, что вы, бросив на чаши весов все аргументы 'за' и 'против', бесповоротно решили; 'Обойдемся без сна'. Решиться нужно именно 'бесповоротно', передумывать и на пятый день смены призывать к тотальному сну - это все равно, что заталкивать вылупившегося цыпленка обратно в треснувшую скорлупу: малоперспективное занятие. Чтобы такой прецедент не возник, вам предстоит приложить много интеллектуальных и организационных усилий. Нужно будет и составить программу занятий на каждый день, и обеспечить их материально, т.е. приготовить в достаточном количестве бумагу, карандаши, ножницы, пластилин, кисти, баночки для воды; а также ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; и еще шахматные доски, настольные игры, выкройки и макеты; и, наконец, маленькую библиотечку из старых детских журналов, комиксов и интересных книг. Если о материальной базе не позаботитесь вы, о ней позаботятся дети - они нарисуют колоду самодельных карт.

Занятия можно организовать целенаправленно и нецеленаправленно. В первом случае дети в подавляющем большинстве будут заниматься одним делом (например, сегодня - играть в настольные игры, завтра - склеивать из фантиков гирлянду). Во втором случае каждый вправе выбрать себе занятие сам. Для обеспечения руководства удобнее первый вариант, для воспитания чувства самостоятельности и ответственности - второй, В обоих случаях дети находятся в холле, не раздеваются и не ложатся в кровати, в палаты уходят только те, кто чувствует усталость и желает отдохнуть - им не надо мешать.

Чтобы придать такому 'тихому часу' более организованный характер, можно ежедневно начинать его с ритуального открытия. Это будет короткий общий сбор, во время которого вы поднимете флаг с эмблемой 'Клуба тихих игр', и все произнесут слова игровой клятвы: 'Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свистнуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание'. А по окончании двух часов можно организовать ритуал закрытия клуба: всем выйти на улицу, построиться, набрать в грудь и живот побольше воздуха и на счет раз, два, ТРИ выпустить его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости.

Еще лучше, если бессонный тихий час вы проведете на природе. Для этого надо взять покрывала или пляжные полотенца и уйти всем отрядом на берег реки или полянку. Здесь, даже если кто-то и зашумит, шум легко будет поглощен окружающим спокойствием. А занятий для детей здесь даже больше, и их не надо особо придумывать: можно угадывать, на что похожи облака, можно собирать камешки или цветы, можно просто подремать. Но предварительно вам надо договориться с руководством лагеря, убедить его, что отдых на свежем воздухе целебнее и дает больший оздоровительный эффект.

Но если стереотипы в вас еще живы, и вы не представляете детей во время тихого часа не в кроватях, можно найти такой компромисс. Дети укладываются в постели, но не спят - они слушают! Например, музыку. Для малышей можно подобрать целую фонотеку из детских мюзиклов и музыкальных сказок (от 'Бременских музыкантов' до 'Следствие ведут колобки'). А ребятам постарше предложить, предварительно проведя настраивающую беседу, и что-то посерьезнее. Даже с минимально развитым музыкальным вкусом дети способны воспринять и 'Пер Гюнта' Э. Грига и 'Времена года' А. Вивальди. А в другие дни можно послушать песни С. Никитина и В. Долиной, или композиции групп 'Аквариум', 'Кино' - ту музыку, которая не возбуждает, а успокаивает, в которой есть мелодичность и красота. И слушая которую, легко уснуть.

Если же магнитофона, проигрывателя, кассет, пластинок и даже гитары у вас нет, возьмите книгу и почитайте вслух. Только книгу выберите с ярким словом и сюжетом, а читать постарайтесь выразительно. Со стороны все происходящее в вашем корпусе можно будет назвать римско-советским словосочетанием: 'Возлежания в избе-читальне'.

ЧТП

(Чередования творческих поручений)

Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается отдругих. Какие-то отличительные знаки, атрибуты,свои кричалки,свой собственный, ни на кого не похожий способшагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать. Хорошобы впервый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки"как вы яхту назовете, так она ипоплывет". Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя.Исходя из названия, можно оформить отрядное место.

Существует много формработы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП).С ее помощью можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружитьребят.

Вначале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделатьс помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры "лидер". У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на 5 экипажей кораблей. Называете пятерых капитанов. Капитаны встают в ряд и поочереди набирают себе команду. Сначала лоцманов,затем боцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. Лучше, если не один человек набирает группу,а первый - второго,второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести сними маленькое КТД или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работатьвсю смену. Пусть ребятаа выберут название группы,исходя из названия отряда, и командира,который будет следить за тем, чтобы никтов группе не был обижен,чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.

Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если ктото-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.

Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП:

Группа "Хозяева". Эта группа в течение дня следят за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде,принимает гостей если таковые есть.

Группа "Уют". За период своей работы группа "Уют" должна внести какой-либо свой вклад в оформление отрядного места, сделать ее чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее. Группа "Сюрприз". Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, нто задумала эта группа. В течение дня, или навечернем"огоньке" ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все, что угодна. Может быть, у кого-то день рождeния - группа "Сюрприз" должна позаботиться о поздравлении. Группа "Мастер". Это ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят входе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.

Группа "Летопись". Чтобы о смене осталось долгаяпамять, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет этопоручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи........

Группа"ЧП". Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует при. ветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый...

ЧТП- это система работы. Если выберите эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. Навечернем "огоньке" обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит, если вы можете в итоге что-то предложить победителям, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из интереса.

ДЕЖКОМ

С распадам пионерской организации ушли из вожатской работы многие интересные формы. Мало кто использует в своеи работе систему дежурных командиров. И напрасно. Благодаря этой системе почти каждый ребенок в отр я де в тече н ие смены хотя бы один раз попробует себя в роли органи з атора.

Чтобы система сработала, устан о вите в отряд е такие правила:

1. Дежком - командир отряда на один день. Поэтому слово деж-кома - закон (в крайнем случае, если дежком явно несправедлив, вожатый може т вмешаться).

2. Оценивая работу дежкома, помни - ему было труднее всех. Поэтому о м ин усах - после плюсов. (Предлагаем систему оценки дежкома "Спичка, свечка, со л нышко". Эти простые символы понятны детям).

3. Дежкомом может стать любой желающий. Нет достойных и недостойных. Дайте человеку попробовать себя. (Не затягивайте выбор нового дежкома, не стоит голосовать, это может кого-то обидеть. Спрос ит е: "Кто хочет завтра быть дежкомом?" Кто первый вызовется, то т и б удет дежурить)...

Обязанности дежкома:

1. Утром дежком поднимает отряд, организовывает зарядку и убо рку палат. Оценки за обход - на совести дежкома.

2. В течение дня дежком следит за выполнением плана на день, отвеч ает з а то, чтобы отряд все успевал вовремя. Дежком - часы отряда.

3. Вечером дежком про води т "огонек", помогает вожатому укла дыв ать отряд и еще полчаса п осле отбоя следит за порядком в отряде Девиз дежкома: "Веж л ивость и настойчивость." Дежком не и меет п р ава на срыв и несобранность. Он должен быть сдержан и доброже-л а тел ен. И весь отряд должен поддержать его. Нового дежкома выби р ают на вечернем огоньке, но дежурить он начинает утром, чтобы у н е го было время подготовиться, настроиться. Дежком может стать от ли чной поддержкой вожат о му. И если вы сумели добиться доброж е лательных отношений в вашем отряде, то от желающих быть де-жур ными командирами не будет о тбоя. Но если ребятам не понра-вится эта система, не стои т ее навязывать и на з начать дежкомов сам им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: