Встреча с родителями. Родительский день

Автор Составитель:
Сковородникова В.Е. - старший
воспитатель ЗЦДЮТ "Зеркальный"
Санкт-Петербург 2003г.
отрывок из методического
пособия "Это надо знать!"

Как отпустить ребенка из отряда (с родителями или законными представителями):

1. На территории отряда в зоне видимости, при этом необходимо обговорить время встречи и решаемые проблемы.

2. Вне территории отряда при наличии заявления родителей (законных представителей) на имя директора лагеря с точными указанием времени возвращения в отряд, место предполагаемого отдыха, телефон для связи (если есть).

3. Вне территории отряда с отъездом домой на ночь или более, при этом заявление должно быть написано родителями (или законными представителями) на имя директора лагеря с указанием причина отпуска и подписано им. Данное заявление хранится у старшего воспитателя до возвращения ребенка.

Категорически не допускается отпускать детей с неизвестными лицами, даже называющими себя родственниками, братьями, сестрами, родителями подруги или друга и т.д. без письменного разрешения заместителя директора лагеря. В случае сомнения в родственных связях вверенного вам ребенка с прибывшими гостями сообщите о нем директору лагеря, и не отпускайте ребенка без выданного письменного разрешения.

Приезд родителей в оздоровительный лагерь - праздник для детей. Поэтому, как и к любому празднику, к родительскому дню необходимо готовиться. Сделайте этот праздник праздником души: подготовьте палаты, корпуса; нарядите детей; покажите все, что вы с ребятами сделали; украсьте место встречи; подготовьте шоу 'Наши таланты', придумайте, как вовлечь родителей в игру с детьми. Хорошо продумайте, как поступить и что сделать с детьми, чьи родители по различным причинам не смогли приехать. Не дайте возможности остаться таким детям в одиночестве, почувствовать себя, даже на минутку, одинокими. Привлеките к этому других ребят. Вспомните о своем одиночестве, это поможет понять ребенка, помогите прочувствовать это и другим детям. В вашем отряде не должно быть 'забытых' детей. Может быть, стоит организовать общий стол: родители, дети?

Продумав все до мелочей, не забудьте о том, что каждый ребенок вашего отряда должен знать:

· что нужно сделать, чтобы пойти с родителями на встречу: родители должны расписаться в бланке, с какого по какое время они берут ребенка, ознакомиться с перечнем запрещенных продуктов, если встреча состоится на территории отряда или на территории лагеря; написать заявление на имя директора ЗЦДЮТ 'Зеркальный' у заместителя директора по ВР или старшего воспитателя во всех других случаях;

· с кем он может уйти из отряда и что для этого ему необходимо сделать;

· что необходимо сделать после возвращения: доложить воспитателю (вожатому) отряда о возвращении;

· где можно провести время с родителями.

Отпуская детей с родителями в родительский или в какой-либо другой день, воспитатель (вожатый) должен помнить, что:

· отпускать из отряда детей можно только с родителями или законными представителями на основании заявления;

· если у воспитателя (вожатого) есть сомнения, необходимо, чтобы заявление было подписано у заместителя директора лагеря (либо старшего воспитателя);

· желательно напомнить родителям, какие продукты разрешены для передачи детям: овощи, фрукты - мытые - ДА; консервы - НЕТ; сметана, творог, кефир - НЕТ; жареное - съесть с родителями; вода в любом виде - НЕТ; карамель - ДА; шоколад - НЕТ; колбаса - НЕТ.

· попросите, как можно убедительнее, родителей о том, чтобы они не перекармливали детей, так как обычно после родительского дня пополняются изоляторы;

· если воспитатель (вожатый) собирается о чем-либо рассказать родителям, поговорите прежде об этом с ребенком;

· не отлучайтесь, даже если ко всем детям приедут родители;

· продумайте, чем занять детей, к которым не приехали родители. Убедите ребят, к кому родители приехали, что стоит поделиться гостинцами, или выступите сами в этой роли;

· придумайте причины отсутствия родителей и помогите детям это пережить;

· напомните детям о замене личного белья и 'ненужных' вещах;

· каждому родителю найдите доброе слово о ребенке, покажите, что он вам и отряду небезразличен; расскажите о том, что вас волнует в ребенке (здоровье, питание, замкнутость, другое);

· не торопитесь жаловаться на ребенка родителям, родители могут быть разные. Стоит задуматься, а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями, нужен ли ребенок родителям;

· после отъезда родителей проверьте детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов.

ОТРЯД ПОДВОДИТ ИТОГИ ДНЯ

И.Г. И. П. Иванов "Формирование юных общественников и организаторов" Методическое пособие. Л., 1969, стр. 35."

Вот так проходит обсуждение прожитого дня во втором отряде пионерского лагеря "Юность" (ст. Лемболово).

За 45 минут до отбоя отряд собирается на своем отрядном месте. Место сбора отряда... Ребята договорились и подготовили его в первые дни смены. Это может быть веранда, беседка, костровая поляна. Лучше всего, если вечерний сбор отряда ("вечерний огонек" - так. называют его ребята) будет проходить у небольшого отрядного костра. Сбор у костра располагает к задушевной песне, а тихая песня настраивает на откровенный разговор. Из-за плохой погоды отряд чаще всего собирался на веранде. В любом случае ребята рассаживались по звеньям, но, таким образом, чтобы, разговаривая, видеть друг друга (полу-кругом, в кружок).

Вожатый предложил ребятам следующий порядок обсуждения. Первый вопрос: Чем понравился день? Что было хорошо? Кому мы говорим спасибо?

Второй вопрос: Что было плохо? Что испортило настроение?

Третий вопрос: Что надо учесть на будущее?

Возражений не было, но возник ряд вопросов.

(все или только актив)? Если только актив, то неинтересно!

Если будет говорить каждый, то просидим до ночи.

А если вообще не будет желающих?

Надо определить регламент выступающих, чтобы долго не было...

А если не нравится что-то в лагере, говорить можно? и т. д.

Вожатый внимательно слушает, иногда вставляет "наводящий" вопрос, уточняет предложения ребят, делает выводы. В ре-зультате определяются ряд условий ведения "огонька":

1. Обсуждение итогов дня или дела проводить сначала в звене (для того, чтобы в обсуждении приняло участие большинство ребят, чтобы мнение каждого или почти каждого было выслушано и учтено).

Дать звену не больше 5-ти минут. Мнение звена и предложения высказывает представитель звена (не обязательно звеньевой).

2. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.

3. Не повторять одну и ту же мысль несколько раз; можешь высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением звена.

4. Ведет "огонек" председатель совета отряда или дежурный командир.

5. Обсуждая прожитый день, проведенное дело, обязательно говорить об отношении ребят к делу и друг к другу. Поощрять взаимопомощь, творчество, доброту. Изживать из жизни кол-лектива равнодушие, грубость, нечестность.

Вот несколько примеров. На совете дружины было решено провести в день встречи с родителями "Русскую ярмарку". Отряд получил задания: оформить свою дачу и подготовить поляну игр и развлечений для ребят и родителей. С увлечением готовились ребята к празднику. И вот подошел к концу этот долгожданный, насыщенный впечатлениями встреч праздничный день. Улеглось праздничное возбуждение, и отряд пришел на свой вечерний сбор, чтобы обсудить итоги того, что было задумано.

Итак, первый вопрос: чем понравился день? Как проявили себя ребята, выполняя порученное дело? Второй: что получилось плохо? Ваши предложения?

Сначала обсуждают в звеньях, потом высказывает свое мнение каждое звено.

- Было интересно и нам и родителям!

- Очень весело 'было на нашей игровой поляне. Хорошо, что каждое звено готовило игры: играющих было много, почти каж-дый пионер звена имел поручение, что-то делал.

-.Спасибо мальчикам из первого звена! Увидели, что мы не успеваем, и помогли нам оборудовать игровую площадку, - говорят ребята из третьего звена.

- Оформление нашей дачи показывали родителям других отрядов. Молодцы оформители!

Предложения: побывать завтра в других отрядах, там тоже есть много интересного; в следующий раз придумать конкурсы только для родителей.

Вожатый делает вывод: "Молодцы, ребята, все поработали дружно, с выдумкой, потому и настроение хорошее. А все-таки, какие были неудачи? Что получилось хуже?"

"Плохо, что родители не знали программы и точного времени начала праздника. Некоторые опоздали. Надо сообщить им это заранее". "Готовиться к праздникам нам надо заранее, а то последние дни так работали, что даже некогда было купаться". "Второе звено рано закончило проведение своих игр, так как не было жетонов. Надо было проявить смекалку, что-нибудь придумать, но игры не заканчивать". В заключение первое звено вносит предложение: все подготовленные к празднику игры разучить с октябрятами. Так закончилось обсуждение дня в этом отряде.

Другой пример. Отряд дежурил по лагерю. По традиции

лагеря, в обязанности дежурного отряда по итогам дня и дежурства входит оформление "молнии", которая должна появиться на стенде LРитм лагерной жизни". Отвечает за это редколлегия отряда. "Молния" появилась к сроку, но оформлена была плохо и интереса у ребят не вызвала. В целом за дежурство отряд получил хорошую оценку совета дружины, и факт с "молнией" мог бы остаться незамеченным. Однако вожатый ведет разговор об этом с председателем отряда, подготавливая его к ведению "огонька". Уточняет мнение редколлегии о том, почему так получилось. Этим предварительным разговором вожатый уже формирует правильную оценку случившегося. И когда идет "вечерний огонек", ребята совершенно конкретно называют причины неудачи:

а) дежурные постов не дали никакого интересного материала;

б) редактор не смог участвовать в обходе отрядов (это вхо-дит в его обязанности), и потому интересные дела ряда отрядов не были отражены; -

в) не помогли друг другу во время оформления. Вот и по-лучилось неинтересно.

Так принципиальный, самокритичный разговор о причинах неудачи служит залогом будущего успеха. После этого "молнии" отряда отличались своей выдумкой, юмором, знанием лагерной жизни.

Вариантов.проведения вечернего сбора отряда много. Это может быть обсуждение проведенного дела, анализ прожитого дня, итоги выполнения задания совета дружины или коллективное обсуждение предстоящего дела.

Хорошо, когда темой "огонька" выбираются вопросы, связан-ные с отношениями ребят в коллективе, друг к другу: "Скажи мне обо мне", "Откровенный разговор", "О дружбе в отряде", "Честный человек, какой он?" и т. д.

Часто на вечернем сборе звучала хорошая песня, ее гото-вило одно из звеньев в качестве сюрприза. Ребята учились го-ворить, высказывать свое мнение, думать о коллективе и более внимательно относиться друг к другу.

,.. Разговор по итогам лагерного дня оказывает на ребят большое влияние, содействует сплочению коллектива, воспитывает правильное отношение коллектива к событиям, делам, поступкам товарищей. Пионеры учатся критически подходить к своей жизни, отмечать успехи, коллективно намечать перспективы отряда.

Роль отрядного вожатого сложна: не подменять председа-теля отряда (или дежурного командира) и не навязывать ребятам в открытую свое мнение, свои предложения. Лучше всего, если мысль вожатого будет как бы развитием того, что говорят ребята. Просто, без морализирования вожатый обобщает. У ребят должна быть уверенность, что они сами разобрались во всем.

Чтобы вечерний "огонек" дал перечисленные результаты, постарайся соблюдать следующие условия:

1. Регулярно, без пропусков проводи "огонек", соблюдай его регламент (35-40 минут).

2. Не забудь подготовить председателя отряда (или дежур-ного командира), посоветуй, как лучше начать разговор, на что обратить внимание, как задавать вопросы. Переговори предва-рительно с ребятами, ответственными за проведение дела.

3. Внимательно и чутко следи за ходом разговора, слушай каждое высказывание. Умей вовремя задать вопрос, обратить внимание на самые значительные моменты, помоги ребятам сде-лать из собственных высказываний правильный вывод.

4. Поддерживай мажорздый тон разговора, говорите больше о положительном и меньше о плохом.... -

5. Избегай назидательного тона. Чаще обращайся к ребятам с вопросами: "Давайте подумаем", "Как думаете вы?", "А ваше мнение?".

6. Сам подготовься к разговору: проанализируй дело, подумай, какие приемы ты используешь, чтобы направить ребят на правильную оценку, на дальнейшую деятельность.

7. Всегда помни слова Н. К. Крупской: "Быть пионером- значит принимать участие в улучшении окружающей жизни и думать над тем, как это сделать".

Оформляем отрядный уголок

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но

тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания

рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

·.заезд ребят в лагерь в оргпериод;

·.основной период;

· заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

соревнования,

подготовка к отрядным и дружинным делам, празд-никам,

участие в творческих конкурсах, смотрах.

подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

жизнь отряда

поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ-лена рубрика LКак мы жили¦ с фотографиями или же

мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за-крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над-писью LА напоследок я скажу.¦¦, а дети пишут на проща-ние друг другу и лагерю пожелания.

ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА

·.... Календарь.

·.... План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).

·.... Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).

·.... Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.

·.... Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).

·.... Режим дня.

·.... Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;

Ба, знакомые все лица).

·.... За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).

·.... Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).

·.... Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: