Новый продукт – продукция, услуга или идея, которые воспринимаются некоторыми потенциальными потребителями как новые. Особенно важным является выпуск товаров-новинок для рынков с сильной конкуренцией.
Новинку можно получить двумя способами:
1) купить патент, лицензию на производство товара, чужое предприятие;
2) создать собственную новинку в результате исследований и разработок.
Типы нового продукта:
- полностью новый продукт;
- продукт с улучшенными характеристиками;
- новое применение продукта;
- продукт с дополнительными функциями;
- продукт с меньшими издержками;
- продукт с новым дизайном;
- продукт с новой маркой или упаковкой.
Этапы разработки нового продукта:
1) определение направлений разработки – это формулировка стратегий разработки, обосновывающая выбор приоритетных направлений и описывающая товар/рынок и технологию, на которых следует сосредоточить внимание, и цели, которых планируется достичь;
2) генерация идей – систематический поиск идей о новых продуктах (изучение мнений потребителей, конкурентов, поставщиков);
3) отбор идей – анализ всех выдвинутых идей о новом продукте с целью отсеивания неперспективных из их числа на наиболее ранней стадии разработки;
4) разработка концепции и ее проверка – идея о новом продукте трансформируется в концепцию продукта, которая испытывается на группе целевых потребителей с целью определения ее привлекательности;
5) разработка маркетинговой стратегии – рассматриваются вопросы: размер, структура и характер целевого рынка, осуществляется позиционирование нового продукта;
6) анализ бизнеса – оценка для нового продукта предполагаемых величин объема продаж, издержек и прибыли на предмет их соответствия целям организации;
7) разработка непосредственного продукта – трансформация концепции нового продукта в материальный продукт; на этом этапе происходит оценка нового продукта;
8) пробный маркетинг – это проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга – оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис) и узнать, как на все этот будет реагировать потребитель.
Методы пробного маркетинга:
- стандартное тестирование рынка – тестирование рынка, при котором новый продукт помещают в условия, подобные условиям реализации при полномасштабном выпуске продукта;
- контролируемое тестирование рынка – это создание специальных панелей магазинов, которые согласны за определенную плату испытать различные методы продажи продукта;
- имитационное тестирование рынка – испытание продуктов условиях, имитирующих реальные условия, например, покупка выбранными организацией потребителями на выделенные им ограниченные деньги товаров, среди которых находится новый продукт, в обычном магазине или магазине-лаборатории (эксперимент).
9) коммерческое производство – полномасштабный выпуск и реализация нового продукта на выбранном рынке.
Рыночная судьба нового продукта зависит от того, готов или нет потребитель принять новинку.
Стадии процесса принятия новинки:
– получение начальной информации о новинке (первоначальная осведомленность);
– появление интереса (начинается поиск новой информации о новинке);
– оценка;
– апробирование;
– принятие решения о том, чтобы стать постоянным пользователем нового продукта.
Категории потребителей с точки зрения их восприятия нового продукта:
- суперноваторы (2,5%);
- новаторы (13,5%);
- обычные (34%);
- консерваторы (34%);
- суперконсерваторы (16%).