Шривиджая после нашествия Чолов (х1 В)

Ослабление Шрнвиджаи после удара Чолов облегчило проникнове­ние яванцев на запад и северо-запад от Центральной и Восточной Явы. Шривиджая теряет контроль над Западной Явой, где прежде имела своих вассалов, и примечательно, что первое после долгого перерыва эпиграфические свидетельство о сунданском королевстве на Западной Яве, в Паджаджаране, относится к 1030 г. Это надпись на древнеяванском языке, которая предполагает какие-то тесные контакты с яван­ской культурой или даже с яванским двором при Аирлангге. В досле­дующий период яванцы пытаются, несмотря на установившееся на некоторое время политическое равновесие между двумя государствами, перерезать морские коммуникации Шривиджаи, организуя походы на Тямпу. Эти походы не были успешными, хотя и сопровождались разграблением нескольких прибрежных городов и разорением религиозных святынь.

После нашствия Чолов в Шрлжгджае правил новый махараджа из династии Шайлендра — Шри Дева, который сменил предыдущего монарха, попавшего в плен к Чолам. Шри Дева поспешил отправить посольство к китайскому двору в 1028 г.т которое было с почетом принято династией Сун. Предполагается, что Шривиджае удалось восстановить управление в суматранских областях, и во второй половине XI в. это государство еще удерживало власть над рядом несуматранских территорий-вассалов и оставалось сильнейшей державой Западной Нусантарынаряду с яванским государством. Однако сохранять прежние пози­ции удавалось все более дорогой ценой.

В 1068 — 69 гг. произошли события, свидетельствующие о том, что к этому времени такие крупные территории морской империи, как Кедах, пытались выйти из-под власти Шрлвидгкаи. В эти годы Чолы направили флот на завоевание Кадарама (Кедаха), и действовали они от имени правителя Шрнвяджаи, а затем вернули ему покоренную область в обмен на признание с его стороны своего сюзеренитета нал Шривнджаей. Далеко не все ясно из этих сообщений, однако очевидно, что имперская система уже дала трещину и вмешательство Вирараджендры Чола, по приказу которого был послан флот, явилось следствием этого. Некоторые данные указывают на ослабление значения Палембанга как политического центра Шривиджаи: в серии посольств, которые регулярно прибывали из суматрапского государства ко двору Сунской династии, выделяются посольства 1079 и 1038 гг., посланные в Китай из Джамби на Восточной Суматре, Возможность переноса политического центра Шривиджаи из района Палембанга в Джамбн не исключается, тем более что именно там велось тогда самое крупное храмовое строительство.

Подробностей отношении Шривнджаи с Чолами и с Поднебесной мы не знаем, однако известно, что ко второй половине 80-х гг. с южно-индийскимн правителями установились мирные отношения, развивалась торговля. На западном побережье Малаккского полуострова и на западном побережье Северной Суматры (в Барусе) обосновались колония тамильских купцов из Южной Индии, о чем, в частности, свиде­тельствует надпись из Баруса 1088 г, а которой упоминается корпорация торговцев. В свою очередь купцы из Нусантары пользовались покровительством двора Кулоттунги Чола. В 1090 г. он по просьбе Шривиджаи подтвердил права индонезийцев на владение буддийскими хра­мами и монастырем в Негапатаме, основанными по инициативе шривиджайского духовенства. Негапатамская вихара получила новые дарения, в се храмах отправлялся культ короля-бога в честь махараджи из династии Шайлендра.

ГОСУДАРСТВА КАЛИМАНТАНА. ПОНИ (БУНИ) В X— XI вв.

Нао. Калимантан, в северной части центра Нусантары, как и в Восточной Нусантаре, ни в древности, ни в раннем средневековье не сформировалось крупных государственных объединений. Однако, как было отмечено ранее, на северо-западном н восточном побережье по китайским сообщениям и немногочисленной эпиграфике с IV — VI вв. известны отдельные очаги раннеклассового общества: Пони (Бупи, или Бони), Виджаяпура и Кутэй.Подобно многим небольшим островным и прибрежным территориям, где племенная структура уступала протогосударствам-вождествам, здесь роль катализатораисторического процесса играли два культурно-этнических фактора Во-первых, это предполагаемые широкие миграции малайцев, активизировавшие заморскую и межостровную торговлю. Во-вторых, — восприятие норм и элементов индуистской и буддийской идеологии и культуры

Расположение западнокалималтаиских берегов обусловило относительную близость тамошних торговых форпостов к коммуникациям, издавна проводившим в акватории Южно-Китайского моря. Именно этим, вероятно, можно объяснить, что относящиеся к рассматриваемому периоду хроники Сунского Китая сообщают о государстве Буни (Пони), которое исследователи связывают с областью Самбас к севе­ру от Понтианака, В конце X в. под властью махаряджи Буни находилось> около полутора десятка поселений. С подчиненных территорий в столицу, многонаселенный город, посыпали разнообразные экспортные продукты: сандаловая древесина, слоновая кость и черепаховые панцири, знаменитая по своему качеству камфора. Буни поправляло посоль­ства к китайскому императорскому двору в 977 и 1082 гг.

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАТАРАМЕ И КЕДИРИ в XI— ХII вв .

Сконца X в. начались восточнаяванские так назывемые «равнинные» социально-экономические процессы, продолжавшиеся до конца XV в. (когда усилилась роль северного побережья, затем, после веков перерыва, центра). Эти процессы, описанные выше, отражали станов­ление на Яве отношений феодального общества в формах, присущих его первому этапу в Юго- Восточной Азии, когда существовала сильна центральная власть, и важной была, хотя постепенно и слабела, роль публично- правовых институтов и искусственно созданных пристоличных аграрных районов.

Возникает вопрос, как охарактеризовать период между ранне-классовым обществом УШ — IX вв. и развитым феодальным. Может быть, раннеклассовое общество сыграло здесь роль раннефеодального, как в России, по мнению некоторых ученых? Так или иначе, на Яве в X— XII вв. развитое государство имело дело преимущественно с общинами и их верхушкой, а не с частными землевладельцами, как во мно­гих развитых феодальных обществах.

С ХI в. государственная собственность на землю явно доминирова­ла, если не была уже единственной, но сочеталась с прочными правами общин. К монархам явно перешло право, ранее присущее крупным вла­дельцам, — ограничивать хозяйственную деятельность владельцев земли. Земельное дарение частного лица стало теперь недействительно без санкции монарха. Именно он, а не рака, вельможа-ракараян или самгат (памегат) — местный управитель-чиновник окончательно становится основным дарителем земель,

Однако верховная собственность, как и во Вьетнаме, победила не сразу. Основной получатель — это свободная община-вануа в целом, представитель ее верхушки или светский феодальный владелец (в отличие от храма, преобладавшего ранее среди получателей). Создается впечатление, что храмы не играли в Восточном Раннем Матарамег, дажевпериод его становления, такой социальной и экономической роли, как в Западном Раннем Матараме или у кхмеров, монов и бирманцев. Напомним, что и храмовое строительство во второй половине X— ХII в., судя по отдельным сохранившимся зданиям, имело меньшие масшта6ы. Роль «архитектурно-декоративной» сакрализации верховной власти стала явно меньше, чем ранее, что отразилось и в сокращении земельных дарений существующем храмам (хотя сказанное совершенно не означает, что можно предполагать общее сокращение расходов на содержание духовенства). Позднее, со времен Сингасари (ХIII в.), и это примечательно, все чаще упоминаются средние н мелкие светские феодальные владельцы, родственники монархов и чиновники, то есть лица, зависящие от монарха. Получение земель представителями этой поздней группы укрепит власть монарха, но приведет к уменьшению площади общинных земель. В Восточном Раннем Матараме и Кедири деревня и ее верхушка имели право на доходы с деревенских ремесленников, торговцев и скота; во времена Сингасари оно также перейдет к светским и духовным феодальным землевладельцам.

Основной опорой центральной власти на Востоке была в конце Х - XII в. феодализирующаяся (позднее, чем в центре, и без малай­ского влияния) общинная верхушка. Она не успела породить крупную земельную аристократию — глав небольших княжеств (типа рака). Последней, видимо, не было на Востоке в X—XII вв., как заметного социального слоя. В результате власть монарха в аграрной сфере здесь оказалась более всеобъемлющей, чем среди крупных землевладельцев Западного Раннего Матарама.

На Востоке Явы в XI — XII вв. развивалось не только мелкое частное землевладение общинной верхушки, но и смешанные его формы. Так, в Кедири мы видим ранее не упоминавшиеся нигде совместные владения мелких деревенских владельцев частных земель и храмов (как было и у кхмеров и у вьетов достаточно часто). Принципиально изменяется в Восточном Раннем Матараме и Кедири и предмет земельной операции: с конца X в. основным видом передаваемого земельного имущества становится крестьянин вместе с землей (тхани), а не участок земли сам по себе; свободная община-вануа упоминается теперь редко. Если среди субъектов земельного права основной (кроме монарха) становится свободная община и ее верхушка, то среди предметов земельной операции — зависимая община и тхани. Они сменили соответственно крупного светского и духовного владельца и участок земли. Тхани стали надолго ведущей формой передаваемого имуще­ства.

Со времен Аирлангги (со второй четверти XI в.)распространяется формула: «монарх подарил землю рамам, вануа и отдельным общинникам в форме тхани». Тхани порой можно было получить от монарха за службу; в принципе и свободная община могла получить зависимую. Но среди лиц, отмечаемых вдокументах XI—ХII вв, как уже владею­щих землей, преобладали мелкие владельцы из деревенской верхушки, имеющие участки земли чаще, чем тхани (при этом то и другое они могли иметь навечно). В это время практикуется владение и необра­ботанными землями, то есть земля как таковая становится предметам владения; это свидетельствует о развитии идеи собственности. Отдель­ные участии земли итхани — это две основные формы частного земель­ною владения, характерные для XI—XII вв,; средние размеры земель, включенных в тхани, были, видимо, больше, чем участки без крестьян. Другом путь феодализации общинной верхушки в это время — получение от монарха иммунитетов нового типа — «прав для деревни». В таком случае иммунированная община не становилась тхани, так как крестьяне никому не передавались, а амии получали выгоды от иммунитетов. Дача «прав для деревни», бесспорно, имела экономический смысл, делая вануа и (или) ее патрона-чиновника получателем части доходов, ранее шедших государству. При этом, судя по более поздним данным, не следует резко противопоставлять пользу для вануа в целом и пользу для служилого представителя верхушки вануа. В значитель­ной мере ослабшая, но по-прежнему пропитанная патронажными связями яванская община XI—XV вв., безусловно, обладала не менее гибким, чем позднее, механизмом перераспределения, гарантировавшим и феодальную прибыль деревенским верхам, и гарантии помощи бед­нейшим в критических ситуациях (кроме самых крайних, когда разоря­лись целые области). Указанное светское право (право для деревни), появившись достаточно поздно, существовало до времени расцвета им­перии включительно. Сформировавшись вначале применительно к ос­новному контрагенту монархов вВосточном Раннем Матараме и Кедири— общине, оно в дальнейшем предоставлялось во все большей степени мелким и средним светским феодальным владельцам — основной опоре центральной власти в Сингасари и в империи Маджапахит.

Фиксирование имущественных прав (что представляло собой тоже определенные иммунитеты}, сложившееся ранее применительно к имуществом духовенства и Восточном Раннем Матараме в конце X— начале XI в., постепенно, со времен Кедири, стало применяться по преимуществу к тем же условным средним и мелким светским феодальным владельцам. Прерогатива фиксирования их прав принадлежала монархам. Утвердив к X в. право собственности на всю землю в борь­бе с крупными землевладельцами, сложившимися до образования еди­ной монархии на Центральной Яве (такая же борьба шли в Дайковьете-Дайвьете (Вьетнаме) в X — первой половине XI в.), монархи при­менили его в XI—ХП вв. к общинному землевладению. В дальнейшем отчасти уже с ХП в., они постепенно все шире переуступали владель­ческие права гораздо более зависимым от них (по сравнению не только с крупными землевладельцами, но и со свободными общинами) средним и мелким светским феодалам за службу. Детализированные публично-правовые нормы сложились во времена борьбы с крупными владельцами и расцвели в эпоху централизованного деспотического государства, основанного на верховной собственности монарха на землю, каким были Восточный Ранний Матарам и Кедири. Затем сфера действия публично-правовых норм стала постепенно сужаться, чем подго­тавливались времена преобладания обычного права (и частно-правовых норм) при сохранении идеи верховной собственности монарха (XVI— XIX вв.).

Но в XI—ХП вв. в общине (вануа) только начинался процесс фор­мального экономического выделения верхушки иее оформления как мас­совой служилой прослойки господствующего класса (что породило в конце ХШ в. социальную фигуру «панджи»). Итак, вануа как коллек­тив в XI—XII вв. имела те же права, что и частные светские владельцы в сфере предоставления иммунитетов, в дарениях земли и т. п. Потам эти права исчезнут у вануа в целом, но перейдут частично к деревен­ской верхушке.

В эти века расцвета публично-правовых отношений формы обложе­ния, относящиеся к общинам, распространяются даже навладения духовенства, чего ранее не было у яванцев и что вообще было не харак­терно для ЮВА. Храмы начинают платить налоги, что отличает их но­вое положение от более привилегированного старого (в VIII — начале Х в.). В дальнейшем стремление государства присвоить часть доходов духовенства, периодически возникающее в средневековых обществах, в том числе и в Дайвьете, и в Камбуджадеше, и в империи Паган в ХIII в., станет еще более очевидным. Духовенство платило налоги в основном государству, а порой — общине и ее верхушке. Строительств храмов в эти века опять стало делом монарха, но впервые в значительной мере строить храмы стали и мелкие частные владельцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: