Ослабление Шрнвиджаи после удара Чолов облегчило проникновение яванцев на запад и северо-запад от Центральной и Восточной Явы. Шривиджая теряет контроль над Западной Явой, где прежде имела своих вассалов, и примечательно, что первое после долгого перерыва эпиграфические свидетельство о сунданском королевстве на Западной Яве, в Паджаджаране, относится к 1030 г. Это надпись на древнеяванском языке, которая предполагает какие-то тесные контакты с яванской культурой или даже с яванским двором при Аирлангге. В доследующий период яванцы пытаются, несмотря на установившееся на некоторое время политическое равновесие между двумя государствами, перерезать морские коммуникации Шривиджаи, организуя походы на Тямпу. Эти походы не были успешными, хотя и сопровождались разграблением нескольких прибрежных городов и разорением религиозных святынь.
После нашствия Чолов в Шрлжгджае правил новый махараджа из династии Шайлендра — Шри Дева, который сменил предыдущего монарха, попавшего в плен к Чолам. Шри Дева поспешил отправить посольство к китайскому двору в 1028 г.т которое было с почетом принято династией Сун. Предполагается, что Шривиджае удалось восстановить управление в суматранских областях, и во второй половине XI в. это государство еще удерживало власть над рядом несуматранских территорий-вассалов и оставалось сильнейшей державой Западной Нусантарынаряду с яванским государством. Однако сохранять прежние позиции удавалось все более дорогой ценой.
|
|
В 1068 — 69 гг. произошли события, свидетельствующие о том, что к этому времени такие крупные территории морской империи, как Кедах, пытались выйти из-под власти Шрлвидгкаи. В эти годы Чолы направили флот на завоевание Кадарама (Кедаха), и действовали они от имени правителя Шрнвяджаи, а затем вернули ему покоренную область в обмен на признание с его стороны своего сюзеренитета нал Шривнджаей. Далеко не все ясно из этих сообщений, однако очевидно, что имперская система уже дала трещину и вмешательство Вирараджендры Чола, по приказу которого был послан флот, явилось следствием этого. Некоторые данные указывают на ослабление значения Палембанга как политического центра Шривиджаи: в серии посольств, которые регулярно прибывали из суматрапского государства ко двору Сунской династии, выделяются посольства 1079 и 1038 гг., посланные в Китай из Джамби на Восточной Суматре, Возможность переноса политического центра Шривиджаи из района Палембанга в Джамбн не исключается, тем более что именно там велось тогда самое крупное храмовое строительство.
Подробностей отношении Шривнджаи с Чолами и с Поднебесной мы не знаем, однако известно, что ко второй половине 80-х гг. с южно-индийскимн правителями установились мирные отношения, развивалась торговля. На западном побережье Малаккского полуострова и на западном побережье Северной Суматры (в Барусе) обосновались колония тамильских купцов из Южной Индии, о чем, в частности, свидетельствует надпись из Баруса 1088 г, а которой упоминается корпорация торговцев. В свою очередь купцы из Нусантары пользовались покровительством двора Кулоттунги Чола. В 1090 г. он по просьбе Шривиджаи подтвердил права индонезийцев на владение буддийскими храмами и монастырем в Негапатаме, основанными по инициативе шривиджайского духовенства. Негапатамская вихара получила новые дарения, в се храмах отправлялся культ короля-бога в честь махараджи из династии Шайлендра.
|
|
ГОСУДАРСТВА КАЛИМАНТАНА. ПОНИ (БУНИ) В X— XI вв.
Нао. Калимантан, в северной части центра Нусантары, как и в Восточной Нусантаре, ни в древности, ни в раннем средневековье не сформировалось крупных государственных объединений. Однако, как было отмечено ранее, на северо-западном н восточном побережье по китайским сообщениям и немногочисленной эпиграфике с IV — VI вв. известны отдельные очаги раннеклассового общества: Пони (Бупи, или Бони), Виджаяпура и Кутэй.Подобно многим небольшим островным и прибрежным территориям, где племенная структура уступала протогосударствам-вождествам, здесь роль катализатораисторического процесса играли два культурно-этнических фактора Во-первых, это предполагаемые широкие миграции малайцев, активизировавшие заморскую и межостровную торговлю. Во-вторых, — восприятие норм и элементов индуистской и буддийской идеологии и культуры
Расположение западнокалималтаиских берегов обусловило относительную близость тамошних торговых форпостов к коммуникациям, издавна проводившим в акватории Южно-Китайского моря. Именно этим, вероятно, можно объяснить, что относящиеся к рассматриваемому периоду хроники Сунского Китая сообщают о государстве Буни (Пони), которое исследователи связывают с областью Самбас к северу от Понтианака, В конце X в. под властью махаряджи Буни находилось> около полутора десятка поселений. С подчиненных территорий в столицу, многонаселенный город, посыпали разнообразные экспортные продукты: сандаловая древесина, слоновая кость и черепаховые панцири, знаменитая по своему качеству камфора. Буни поправляло посольства к китайскому императорскому двору в 977 и 1082 гг.
РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАТАРАМЕ И КЕДИРИ в XI— ХII вв .
Сконца X в. начались восточнаяванские так назывемые «равнинные» социально-экономические процессы, продолжавшиеся до конца XV в. (когда усилилась роль северного побережья, затем, после веков перерыва, центра). Эти процессы, описанные выше, отражали становление на Яве отношений феодального общества в формах, присущих его первому этапу в Юго- Восточной Азии, когда существовала сильна центральная власть, и важной была, хотя постепенно и слабела, роль публично- правовых институтов и искусственно созданных пристоличных аграрных районов.
Возникает вопрос, как охарактеризовать период между ранне-классовым обществом УШ — IX вв. и развитым феодальным. Может быть, раннеклассовое общество сыграло здесь роль раннефеодального, как в России, по мнению некоторых ученых? Так или иначе, на Яве в X— XII вв. развитое государство имело дело преимущественно с общинами и их верхушкой, а не с частными землевладельцами, как во многих развитых феодальных обществах.
С ХI в. государственная собственность на землю явно доминировала, если не была уже единственной, но сочеталась с прочными правами общин. К монархам явно перешло право, ранее присущее крупным владельцам, — ограничивать хозяйственную деятельность владельцев земли. Земельное дарение частного лица стало теперь недействительно без санкции монарха. Именно он, а не рака, вельможа-ракараян или самгат (памегат) — местный управитель-чиновник окончательно становится основным дарителем земель,
|
|
Однако верховная собственность, как и во Вьетнаме, победила не сразу. Основной получатель — это свободная община-вануа в целом, представитель ее верхушки или светский феодальный владелец (в отличие от храма, преобладавшего ранее среди получателей). Создается впечатление, что храмы не играли в Восточном Раннем Матарамег, дажевпериод его становления, такой социальной и экономической роли, как в Западном Раннем Матараме или у кхмеров, монов и бирманцев. Напомним, что и храмовое строительство во второй половине X— ХII в., судя по отдельным сохранившимся зданиям, имело меньшие масшта6ы. Роль «архитектурно-декоративной» сакрализации верховной власти стала явно меньше, чем ранее, что отразилось и в сокращении земельных дарений существующем храмам (хотя сказанное совершенно не означает, что можно предполагать общее сокращение расходов на содержание духовенства). Позднее, со времен Сингасари (ХIII в.), и это примечательно, все чаще упоминаются средние н мелкие светские феодальные владельцы, родственники монархов и чиновники, то есть лица, зависящие от монарха. Получение земель представителями этой поздней группы укрепит власть монарха, но приведет к уменьшению площади общинных земель. В Восточном Раннем Матараме и Кедири деревня и ее верхушка имели право на доходы с деревенских ремесленников, торговцев и скота; во времена Сингасари оно также перейдет к светским и духовным феодальным землевладельцам.
Основной опорой центральной власти на Востоке была в конце Х - XII в. феодализирующаяся (позднее, чем в центре, и без малайского влияния) общинная верхушка. Она не успела породить крупную земельную аристократию — глав небольших княжеств (типа рака). Последней, видимо, не было на Востоке в X—XII вв., как заметного социального слоя. В результате власть монарха в аграрной сфере здесь оказалась более всеобъемлющей, чем среди крупных землевладельцев Западного Раннего Матарама.
|
|
На Востоке Явы в XI — XII вв. развивалось не только мелкое частное землевладение общинной верхушки, но и смешанные его формы. Так, в Кедири мы видим ранее не упоминавшиеся нигде совместные владения мелких деревенских владельцев частных земель и храмов (как было и у кхмеров и у вьетов достаточно часто). Принципиально изменяется в Восточном Раннем Матараме и Кедири и предмет земельной операции: с конца X в. основным видом передаваемого земельного имущества становится крестьянин вместе с землей (тхани), а не участок земли сам по себе; свободная община-вануа упоминается теперь редко. Если среди субъектов земельного права основной (кроме монарха) становится свободная община и ее верхушка, то среди предметов земельной операции — зависимая община и тхани. Они сменили соответственно крупного светского и духовного владельца и участок земли. Тхани стали надолго ведущей формой передаваемого имущества.
Со времен Аирлангги (со второй четверти XI в.)распространяется формула: «монарх подарил землю рамам, вануа и отдельным общинникам в форме тхани». Тхани порой можно было получить от монарха за службу; в принципе и свободная община могла получить зависимую. Но среди лиц, отмечаемых вдокументах XI—ХII вв, как уже владеющих землей, преобладали мелкие владельцы из деревенской верхушки, имеющие участки земли чаще, чем тхани (при этом то и другое они могли иметь навечно). В это время практикуется владение и необработанными землями, то есть земля как таковая становится предметам владения; это свидетельствует о развитии идеи собственности. Отдельные участии земли итхани — это две основные формы частного земельною владения, характерные для XI—XII вв,; средние размеры земель, включенных в тхани, были, видимо, больше, чем участки без крестьян. Другом путь феодализации общинной верхушки в это время — получение от монарха иммунитетов нового типа — «прав для деревни». В таком случае иммунированная община не становилась тхани, так как крестьяне никому не передавались, а амии получали выгоды от иммунитетов. Дача «прав для деревни», бесспорно, имела экономический смысл, делая вануа и (или) ее патрона-чиновника получателем части доходов, ранее шедших государству. При этом, судя по более поздним данным, не следует резко противопоставлять пользу для вануа в целом и пользу для служилого представителя верхушки вануа. В значительной мере ослабшая, но по-прежнему пропитанная патронажными связями яванская община XI—XV вв., безусловно, обладала не менее гибким, чем позднее, механизмом перераспределения, гарантировавшим и феодальную прибыль деревенским верхам, и гарантии помощи беднейшим в критических ситуациях (кроме самых крайних, когда разорялись целые области). Указанное светское право (право для деревни), появившись достаточно поздно, существовало до времени расцвета империи включительно. Сформировавшись вначале применительно к основному контрагенту монархов вВосточном Раннем Матараме и Кедири— общине, оно в дальнейшем предоставлялось во все большей степени мелким и средним светским феодальным владельцам — основной опоре центральной власти в Сингасари и в империи Маджапахит.
Фиксирование имущественных прав (что представляло собой тоже определенные иммунитеты}, сложившееся ранее применительно к имуществом духовенства и Восточном Раннем Матараме в конце X— начале XI в., постепенно, со времен Кедири, стало применяться по преимуществу к тем же условным средним и мелким светским феодальным владельцам. Прерогатива фиксирования их прав принадлежала монархам. Утвердив к X в. право собственности на всю землю в борьбе с крупными землевладельцами, сложившимися до образования единой монархии на Центральной Яве (такая же борьба шли в Дайковьете-Дайвьете (Вьетнаме) в X — первой половине XI в.), монархи применили его в XI—ХП вв. к общинному землевладению. В дальнейшем отчасти уже с ХП в., они постепенно все шире переуступали владельческие права гораздо более зависимым от них (по сравнению не только с крупными землевладельцами, но и со свободными общинами) средним и мелким светским феодалам за службу. Детализированные публично-правовые нормы сложились во времена борьбы с крупными владельцами и расцвели в эпоху централизованного деспотического государства, основанного на верховной собственности монарха на землю, каким были Восточный Ранний Матарам и Кедири. Затем сфера действия публично-правовых норм стала постепенно сужаться, чем подготавливались времена преобладания обычного права (и частно-правовых норм) при сохранении идеи верховной собственности монарха (XVI— XIX вв.).
Но в XI—ХП вв. в общине (вануа) только начинался процесс формального экономического выделения верхушки иее оформления как массовой служилой прослойки господствующего класса (что породило в конце ХШ в. социальную фигуру «панджи»). Итак, вануа как коллектив в XI—XII вв. имела те же права, что и частные светские владельцы в сфере предоставления иммунитетов, в дарениях земли и т. п. Потам эти права исчезнут у вануа в целом, но перейдут частично к деревенской верхушке.
В эти века расцвета публично-правовых отношений формы обложения, относящиеся к общинам, распространяются даже навладения духовенства, чего ранее не было у яванцев и что вообще было не характерно для ЮВА. Храмы начинают платить налоги, что отличает их новое положение от более привилегированного старого (в VIII — начале Х в.). В дальнейшем стремление государства присвоить часть доходов духовенства, периодически возникающее в средневековых обществах, в том числе и в Дайвьете, и в Камбуджадеше, и в империи Паган в ХIII в., станет еще более очевидным. Духовенство платило налоги в основном государству, а порой — общине и ее верхушке. Строительств храмов в эти века опять стало делом монарха, но впервые в значительной мере строить храмы стали и мелкие частные владельцы.