Правление Раджасы (кен Ангрока) и борьба за трон Сингасари в 1-й половине ХIII в

Покончив с властью Дачи, Раджаса открыл себе путь к единолич­ному правлению на Восточной и Центральной Яве. Но хроникальные данные о его политике чрезвычайно скудны, сообщения источников ин­терпретируются с трудом, и очень немногое можно оказать о коротком времени его пребывания на троне.

Раджаса сделал столицей своего государства одно изселений в тумапельской округе, и уже лет тридцать спустя она стала называться, как и все королевство, Сингасари. «Параратон» утверждает, что основатель Сингасари изменил положение дел на Яве и что при нем госу­дарство процветало. Неясно, какие благодеяния и акции имели в виду хронисты, но Раджаса претендовал на славу основателя новой дина­стии. Ко времени появления Сингасари были достаточные экономиче­ские предпосылки для образования в бассейне Брантаса сильной деспо­тии.

Для обеспечения политико-идеологических условий Раджаса стре­мился кукреплению официального культа короля-бога на основе религиозного синкретизма, то есть сочетания и равноправного существовании направлений — шиваизма и буддизма. После смерти Раджасы заупокойный культ отправляли в двух главных храмах, шиваитском и буддийском, где ему поклонялись как воплощенным Шиве и Будде. В основе официальной идеологии утвердился образ бхатары (обожествленного махараджи), и предки династии стали объектом особых ритуалов. Однако деятельность первого короля Сингасари была прервана в 1227 г. вспышкой кровавых событий новой борьбы за престол.

В силу каких-то причин некоторые крупные сановники и аристокра­ты из враждебных Раджасе кедирийской и тумапельской фракций уберегли при нем и свои головы, и свое имущество. Например, при дворе Раджасы остались сын Тунггул Аметунга (убитого Раджасой наместника) Анусапати и сохранивший сан правителя Дахи сын Кертаджаи Джаяшабха. В этой среде и созрел заговор против Раджасы. Его уда­лось осуществить Анусапати, пасынку Раджасы и сыну погибшего Тунггул Аметунга. Вместе с другими детьми, отпрысками самого коро­ля, он жил при дворе, имея возможность наблюдать все перипетии жизни кратона и набирать себе сторонников и пособников.

История о том, как Раджаса-Ангрок был зарезан наемный убийцей с помощью священного кинжала- криса (династийной святыни), как сразу после этого устранили убийцу (дабы избавиться от свидетеля заговора), официальная версия о гибели короля от руки невменяемого одиночки, а также вся последующая история смертельной вражды двух лагерей — все это напоминало бы акты кровавой драмы Йорков и Ланкастеров, если бы не было окутано мистическим флёром, свойственным начальным главам «Параратона».

Итак, в 1227 г. Раджаса был убит, и власть в Сингасари захватил Анусапати (Анусанатха), Представляется обоснованным мнение о том, что этот монарх, помня обстоятельства гибели Кертаджаи и не желая раздражать духовенство, не решился утверждать единовластие под эгидой синкретизированного культа короля-бога. Так или иначе, но Анусапати в его заупокойном культе связан лишь с Шивой. Может быть, эта «умеренность», а также усиленные меры по охране собственной персоны (столица была укреплена, стража кратона увеличена) способствовали его сравнительно долгому правлению — до 1249 г. Но и ему не удалось умереть естественной смертью. Покойный Ангрок-Раджаса успел оста­вить после себя немало детей от разных жен и наложниц, в том числе троих сыновей тумапельской принцессы, вдовы бывшего тумапельского наместника, и троих сыновей своей младшей жены. Таким образом, Анусапати было кого опасаться. В 1249 г. он был зарезан одним из сы­новей Раджасы от младшей жены, принцем Тохджаей, во время раз­влечения петушиным боем.

Светские вельможи признали Тохджаю, он удостоился от них сембаха (молитвенного поклонения). О позиции духовенства судить трудно, хотя о влиянии его на политику в это время не слышно. Однако у Тохджаи было два потенциальных соперника, два возможных претендента на престол: принцы Рангга Вуни и Махиша Чампака, первый - из сыновей Анусапати, второй — внук Раджасы по линии главном жены, то есть племянник Тохджаи по отцу. По совету своего главного ми­нистра, Пранараджи, Тохджая решил ликвидировать обоих. Через Пранараджу был передан тайный приказ убить принцев, но всеведущие брахманы предупредили их, и принцам удалось скрыться. Замысел провалился, а его раскрытие оказалось роковой ошибкой Тохджаи, стоившей ему жизни.

На этот раз события развивались быстро, так как равная опас­ность я общий враг сблизили враждовавших потомков Тунггул Аметунга и Раджасы, Ранггя Вуни и Махишу Чампаку, и их сторонников. Ви­димо, этого было еще недостаточно для сплочения сил против Тохджаи, и принцы искусно инспирировали столкновения двух соперничавших гвардейских отрядов, дислоцированных в районе столицы. Тохджая пытался подавить беспорядки силой и стал преследовать главарей и зачинщиков. Дело закончилось тем, что оба войска перешли на сторону принцев, принесли им присягу ни верность и затем двинулись на кратон Тохджаи. К ним присоединились ополчения и дружины знати, поддержавшей принцев. Это случилось в 1250 г., всего через год после прихода Тохджаи к власти. В столице началась паника, Толджая пытался бежать, был ранен, подобран своими офицерами, но при стремительном отступлении умер на носилках, в пути. Закончилась очередная драматическая глава в политической истории яванского государства.

ОБСТАНОВКА В ЗАПАДНОЙ НУСАНТАРЕ И НА МАЛЛККСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ в 20-х - 90-хгг. ХШ в. УПАДОК ШРИВИДЖАИ. СИНГАСАРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII в. И ПОЛИТИКА МАХАРАДЖИ КЕРТАНАГАРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: