Особенности аграрного строя в Сингасари и Раннем Маджапахите (середина XIII —начало XIV В. )

В указанный период основные действующие силы в актах — по-прежнему монархи и общины. Происходит широкая феода­лизация части общинной верхушки (хоти еще веками она будет связа­на с общиной и руководством ею). Члены конкретные общин приобре­тали частные земли и оформляли их как привилегированные через государственную службу. Это приводило к складыванию феодального мелкого землевладения рядом с общиной и среднего — над общиной, Обрабатывали такие земли и обычные жители деревни и неполноправ­ные бедняки, в отношении которых осуществлялся патронаж,

Как у кхмеров (в XII в.) и у вьетов (с XV в.), соответствующие владельческие группы из состава общинной верхушки стали теперь основными получателями земель как от монархов, так и, с их санкции, от общин. Они же были и основными «просителями» земли. К ним же пе­решло теперь от общин «право на доходы с ремесленников, торговцев и скота в общине». Разумеется, это происходило не во всех общинах, а там, где реализовывалась власть данного владельца. Появились новые формы эксплуатации (так, распространилось право на доходы с земли и людей вместе, связанное с эксплуатацией конкретным феода­лом не участка земли» а коллектива крестьян). Выделение части феодализировавшихся деревенских чиновников за пределы общины, назна­чение их государственными служащими имело и внутриобщинные последствия. Их земли были внутри общины, поэтому такое выделение сопровождалось появлением внутри общины частных земель, но уже государственных служащих, а не деревенских чиновников, а все чаше — и получением светскими лицами схожего статуса целых отдельных общин наследственно за службу, чего ранее не было. Предпосылкой это­го было ослабление общинных институтов в XIII — XV вв.; схожие явле­ния шли в кхмерском и вьетском обществах, но не в общинах Индо­стана.

Очень прочным было в начале ХШ в, положение феодальных зем­левладельцев-воинов (тхани 6ала), хотя со второй четверти этого сто­летия она уже не столь последовательно защищались монархами, как ранее. В начале же века, возможно, при Кен Ангроке, под их контроль была поставлена большая часть владений духовенства — дхармы, обя­занные служилым заметными платежами.

У военных феодальных владельцев основной формой владения все более становились светские симы в виде целых иммунизированных об­щин, а не полей; таков был результат процессов укрепления военно-служилых слоев в XI — XII вв. Росло число новых индивидуальных свет­ских сим, полученных за военные заслуги. Но если ранее симу за во­енные заслуги получала группа лиц из одной общины, то теперь — один человек, противопоставленный деревне, а позднее — и чужой для нее по происхождению, человек из другой деревни. Появляется социальная группа панджи, получающих землю навечно, становящихся вотчинниками, даже если они потом и не служили. Но сохранились н групповые 4'встгкне снмм, давлништг иогинш» лпглуги. По и Е^ласть деревенских чкшш. но она имеет псе более административный характер, менее патриархальный, В это же время появляются упомина­ния об удолгтх, пока — только членов семьи монарха.

XI — начало XIII в, — это время, когда земельные права духовенства все более ущемлялись (конфликты, секуляризация), особенно, по-видимому, его притесняли военно-служилые. Но с середины XIII в. ста­новление Сингасари как империи сопровождалось новым укреплением положения духовенства; роль его стала усиливаться уже при Вишнувардхане, а особенно - при Кертанагаре с его имперскими устремле­ниями. Но теперь практиковались прежде всего не раздачи земель, а повышение доходов духовенства с уже нмеющихся земель; это дела­лось за счет защиты дхарм от местных администраторов и военных ленников, «отделений» дхарм от них. Произошло перераспределение доходов: по мере усиления гражданской прослойки господствующего класса и духовенства часть доходов военных ленников была передана духовенству. Одновременно росла роль религлозных владений (дхарм) как крупного получателя земли наряду с частными средними и мелки­ми светскими землевладельцами. При этом имущественные права духовенства в Сингасари и раннем Маджапахите становятся все более схо­жи с таковыми у светских феодалов. Формируется единый тип феодаль­ного среднего владельца, прежде всего служилого. Чиновник — массовая социальная фигура того времени, а о крупных светских феодаль­ных владельцах упоминается редко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: