Женщина в стиле ампир должна была быть хорошо сложена, быть хрупкой, с изящной пластикой. Туалеты меняют очень часто. В это время костюм начинают делить не только по сезонам (летний, зимний), но по назначению — парадный, визитный. По свидетельству историков, в период с 1804 по 1814 год моды менялись каждую неделю (в основном это касалось не силуэта, а декора). У светской дамы должно было быть 365 платьев, но могло быть только двенадцать рубашек. Роскошностью отличались туалеты Жосефины, супруги Наполеона — платье, покрытое лепестками роз, в котором нельзя было сидеть, платье, украшенное звездочками, платье, расшитое перьями птиц, прикрепленными к ткани жемчужинами.
Одежда и обувь. Дамы носят чулки, панталоны, нижнюю рубашку. В целом одежда напоминали невесомые хитоны, с драпировками.
Платье ампир сохраняло античный силуэт, поэтому корсеты и каркасы не носят. Женские платья были с завышенной талией, подхваченные под грудью, с напуском на бедрах, похожим на античный колпас.
Платье было с очень глубоким декольте. Для того чтобы формы тела соответствовали моде, некоторые дамы прибегают к некоторым хитростям, так популярны были восковые и кожаные накладки на бюст, снабженные специальной пружиной, для имитации движения груди при дыхании, отмечает Э. Фукс в «Иллюстрированной энциклопедии нравов. Буржуазный век». До 1810 года бальные платья имели съемный шлейф, согласно императорскому указу, его могли носить только принцессы.
|
|
Такое платье позволяет визуально создать иллюзию более тонкой талии, тем самым, отражая возвращение традиционной женственности с подчеркиванием анатомических особенностей тела. Это постепенно спровоцирует возвращение корсета в женский гардероб. С 1810 года вновь появляется корсет, юбки приобретают вид не широкого колокола с пышно украшенным подолом. Рукава платьев делались с небольшими буфами на широком манжете.
В женский гардероб из мужского платья приходит спенсер, верхняя одежда, в виде маленькой короткой курточки. Спенсер получил свое название по имени лорда Спенсера, который по легенде, как-то задремал у камина в ресторане и прожег фалды фрака, их лорд отрезал, и этой моде стали подражать мужчины и женщины. Родившись в XVIII веке, спенсер остался популярным и в XIX. Кроме спенсера дамы носят редингот. В целом верхняя одежда по силуэту, форме деталей напоминали платье.
Кроме этого дамы надевают меховые шубки, накидки и шали. На ногах носят легкие туфли с узким носом.
Цвета. Вначале века платья в основном белые, потом светлые и однотонные, позднее цвета становятся более разнообразные, хотя ткани в целом однотонные.
|
|
Ткани. Летние платья делались из легких тканей — батист, шелк, муслин, лен. Выходные платья шились из атласа, тафты, бархата. Для визитных платьев использовали легкую шерсть. Выбор ткани не зависел от сезона. Верхняя одежда делалась из шерсти и хлопчатобумажных тканей, отделывались бархатом, атласом, иногда простегивались ватой или утеплялись мехом. Платья расшивались массивными античными орнаментами, растительными узорами, шлейф украшался золотым шитьем. Тяжелые узоры удивительно смотрелись на прозрачных тканях.
Прически и головные уборы. В моде рыжий цвет волос. Прически меняют часто, иногда несколько раз в день. Прически украшались драгоценными диадемами, роскошными шпильками, жемчужными нитями.
Фасоны головных уборов то же менялись часто. В моде шляпка «кибитка», в 1812-1814 годы дамские шляпки похожи на кивера, носят кисейные тюрбаны.
Косметика и украшения. Модница в это время была похожа на витрину ювелирного магазина. Богато декорированные ткани, украшения в волосах, дополнялись большим количеством колец, браслетами, золотыми цепочками с часами. В моде камеи, которые делали похожими на античные.
Дамы должны были по этикету закрывать руки, поэтому перчаток не снимают ни на улице, ни в помещении. На поясе носили пряжки, к которым прикрепляли наперстки ножнички, флакончики. Ридикюли так же богато расшивали.