Задания С1 – С3. Материалы для подготовки экспертов

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Материалы для подготовки экспертов

Региональных предметных комиссий

Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Е.А. Гевуркова

ИСТОРИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА

Москва – 2005


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт педагогических измерений

Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Е.А. Гевуркова

ИСТОРИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА

Москва

«Уникум-Центр»

Работа выполнена в рамках Государственного контракта по повышению квалификации кадров в области информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих проведение единого государственного экзамена по направлению «Подготовка кадров для информационного обеспечения» Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».

Ларина Л.И., Егорова В.И., Гевуркова Е.А.

История: Материалы для проведения зачета. – М.: «Уникум-Центр», 2005. – 21 с.

© Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Е.А. Гевуркова, 2005

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2005

© Федеральный институт педагогических измерений, 2005

© «Уникум-Центр», 2005


ВАРИАНТ 1

Задания С1 – С3

Прочтите отрывок из источника и ответьте на вопросы С1-С3.

Из статьи историка Кобрина В.Б.

«На импровизированном Земском соборе царем был избран («выкликнут», как говорили презрительно тогда) князь Василий Иванович Шуйский. Независимо от личных качеств царя Василия, его царствование тоже могло стать началом хороших перемен в политическом строе Русского государства. Дело в тех обстоятельствах, которые он вынужден был дать при вступлении на престол.

Шуйский впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. Эту «крестоцеловательную запись» иногда трактуют как ограничение царской власти в пользу бояр и на этом основании видят в Шуйском «боярского царя».

Историческое значение «крестоцеловальной записи» Шуйского – не только в ограничении произвола самодержавия, даже не только в том, что впервые был провозглашен принцип наказания только по суду (что был провозглашен, несомненно, тоже важно), а в том, что это был первый договор царя со своими подданными. Вспомним, что для Ивана Грозного все его подданные были только рабами, которых он волен жаловать и казнить. Даже мысли, что не его «холопы» ему, а он своим «холопам» будет присягать, «целовать крест», не могло возникнуть у Ивана IV. <…> Запись Шуйского была первым, робким и неуверенным, но шагом к правовому государству. Разумеется, к феодальному. Правда, Шуйский на практике редко считался со своей записью: судя по всему, он просто не знал, что такое святость присяги. Но уже само по себе торжественное провозглашение совершенно нового принципа отправления власти не могло пройти бесследно: недаром основные положения «крестоцеловальной записи» повторялись в двух договорах, заключенных русскими боярами с Сигизмундом III, о призвании на русский престол королевича Владислава».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: