После расчета показателей каузометрического обследования психолог может оценить роль различных событий в жизни опрашиваемого, насыщенность его прошлого, настоящего и будущего, то, как складывается его деловая, семейная, духовная жизнь, сделать выводы о наличии симптомов биографического кризиса.
Результаты опроса можно представить в виде таблиц и графического изображения — каузограмм.
Первый шаг в обработке исходных данных — это расчет и занесение показателей событий в таблицы содержательных и мотивационно-эмоциональных характеристик.
В заголовке таблицы содержательных характеристик (табл. 4-1) указывается дата проведения опроса, дата рождения опрашиваемого, хронологический возраст (ХВ), ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ). Внутри таблицы: хронологический номер события, название события, хронологический возраст человека к моменту совершения события, дата события, сферы события.
В таблицу мотивационно-эмоциональных характеристик событий (табл. 4-2) заносят:
1) мотивационный статус события (W);
2) ранг события по мотивационному статусу (Rw);
3) ранг личной значимости события (Rz);
4) ранг социальной значимости события (Rs);
5) показатель неосознанного противоречия человека с окружением в оценке значимости события (Δws);
6) показатель осознанного противоречия человека с окружением в оценке значимости события (Δzs);
7) показатель неосознанного противоречия человека с самим собой в оценке значимости события (Δwz);
8) показатель обшей мотивационной противоречивости события (Δwzs);
9) вербальная эмоциональная оценка (ВЭО);
10) цветовая ассоциация события — номер цвета в тесте Люшера (ЦА);
11) невербальный эмоциональный знак (НЭЗ);
12) номер порядка воспроизведения события (№ п/в)
Таблица 4-1. Содержательные характеристики событий, жизни Н.
Дата опроса: 2 октября 1995
Дата рождения: 10 сентября 1970. ХВ = 25 лет. ОПЖ = 50 лет.
№ п/п | Название событий | Возраст | Дата | Сферы | ||
Главная | Другие | |||||
Рождение | 10 сентября 1970 | С | П | |||
Школа | 1 сентября 1977 | Р | ||||
Поступление в СПТУ | 1 сентября 1987 | Р | ||||
Провал в военное училище | Июль 1988 | Р | В | |||
Провал в институт | Август 1988 | Р | ||||
Армия | 21 ноября 1988 | Р | ||||
Знакомство с женой | 31 марта 1991 | В | Р | |||
Занятия карате | Июль 1991 | Р | З, Д | |||
Свадьба | 20 июля 1994 | С | Д | |||
Работа | 9 ноября 1994 | Р | ||||
Рождение ребенка | 30 мая 1995 | С | Д | |||
Покупка квартиры | Весна 1996 | С | Д | |||
Покупка машины | Лето 2000 | С | Д | |||
Окончание института | Лето 2002 | Р | ||||
Рождение внука | Лето 2017 | С | В |
Внизу табл. 4-2 указываются номера цветов теста Люшера в порядке их предпочтения, предъявленные для ассоциаций.
Второй шаг в обработке данных включает расчет следующих показателей: насыщенность картины жизни мотивационными связями, психологический возраст, коэффициент взрослости. Результаты расчета заносятся в таблицу психовозрастных показателей (табл. 4-3). Такие показатели, как целеустремленность, конфликтность, рациональность, стратегичность, уверенность, удовлетворенность, эмоциональность, осознанность значимости событий (реалистичность) осуществляется в компьютерной версии каузометрии (см. раздел 5.4).
Третий шаг состоит в построении различных каузограмм: реальной каузограммы, стандартной каузограммы, актуальной каузограммы, каузограммы с учетом личного временного центра (см. раздел 4.6).
Расчет показателей дан на примере картины жизни Н.