Обработка исходных данных

После расчета показателей каузометрического обследования психолог может оценить роль различных событий в жизни опрашиваемого, насыщенность его прошлого, настоящего и будущего, то, как складывается его деловая, семейная, духовная жизнь, сделать выводы о наличии симптомов биографического кризиса.

Результаты опроса можно представить в виде таблиц и графического изображения — каузограмм.

Первый шаг в обработке исходных данных — это расчет и занесение показателей событий в таблицы содержательных и мотивационно-эмоциональных характеристик.

В заголовке таблицы содержательных характеристик (табл. 4-1) указывается дата проведения опроса, дата рождения опрашиваемого, хронологический возраст (ХВ), ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ). Внутри таблицы: хронологический номер события, название события, хронологический возраст человека к моменту совершения события, дата события, сферы события.

В таблицу мотивационно-эмоциональных характеристик событий (табл. 4-2) заносят:

1) мотивационный статус события (W);

2) ранг события по мотивационному статусу (Rw);

3) ранг личной значимости события (Rz);

4) ранг социальной значимости события (Rs);

5) показатель неосознанного противоречия человека с окружением в оценке значимости события (Δws);

6) показатель осознанного противоречия человека с окружением в оценке значимости события (Δzs);

7) показатель неосознанного противоречия человека с самим собой в оценке значимости события (Δwz);

8) показатель обшей мотивационной противоречивости события (Δwzs);

9) вербальная эмоциональная оценка (ВЭО);

10) цветовая ассоциация события — номер цвета в тесте Люшера (ЦА);

11) невербальный эмоциональный знак (НЭЗ);

12) номер порядка воспроизведения события (№ п/в)

Таблица 4-1. Содержательные характеристики событий, жизни Н.

Дата опроса: 2 октября 1995

Дата рождения: 10 сентября 1970. ХВ = 25 лет. ОПЖ = 50 лет.

№ п/п Название событий Возраст Дата Сферы
Главная Другие  
  Рождение   10 сентября 1970 С П  
  Школа   1 сентября 1977 Р    
  Поступление в СПТУ   1 сентября 1987 Р    
  Провал в военное училище   Июль 1988 Р В  
  Провал в институт   Август 1988 Р    
  Армия   21 ноября 1988 Р    
  Знакомство с женой   31 марта 1991 В Р  
  Занятия карате   Июль 1991 Р З, Д  
  Свадьба   20 июля 1994 С Д  
  Работа   9 ноября 1994 Р    
  Рождение ребенка   30 мая 1995 С Д  
  Покупка квартиры   Весна 1996 С Д  
  Покупка машины   Лето 2000 С Д  
  Окончание института   Лето 2002 Р    
  Рождение внука   Лето 2017 С В  

Внизу табл. 4-2 указываются номера цветов теста Люшера в порядке их предпочтения, предъявленные для ас­социаций.

Второй шаг в обработке данных включает расчет сле­дующих показателей: насыщенность картины жизни мотивационными связями, психологический возраст, коэффициент взрослости. Результаты расчета заносятся в таблицу психовозрастных показателей (табл. 4-3). Такие по­казатели, как целеустремленность, конфликтность, рациональность, стратегичность, уверенность, удовлет­воренность, эмоциональность, осознанность значимости событий (реалистичность) осуществляется в компьютер­ной версии каузометрии (см. раздел 5.4).

Третий шаг состоит в построении различных каузограмм: реальной каузограммы, стандартной каузограммы, акту­альной каузограммы, каузограммы с учетом личного вре­менного центра (см. раздел 4.6).

Расчет показателей дан на примере картины жизни Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: