Давайте подумаем теперь над тем, почему произошли или произойдут эти события. О своей совместной жизни вам придется думать вместе.
Рис. 6-2. Уйдет ли Вера на другую работу из-за того, что расстанется с мамой? А почему они расстанутся?.. Смысл любого события становится яснее, если понять его причины. 30-40 минут понадобится на то, чтобы вдвоем распутать нити причин и следствий.
Начнём с самого последнего события — под номером 15. Отложите его в сторону, как показано на рис. 6-2. Оно имеет много причин, некоторые из них, возможно, скрыты среди предшествовавших ему событий. Можете ли вы, к примеру, согласиться с утверждением, что событие 15-е произойдет потому, что было (будет) событие 14-е? Или, другими словами, что событие 14-е — одна из причин события 15-го? Не торопитесь с ответом. Нам еще осталось сказать вам, как удобнее всего отвечать вдвоем на один вопрос и при этом не спорить друг с другом.
Возьмите, пожалуйста, по листку бумаги таких размеров, чтобы их можно было спрятать в ладони. На одной стороне каждого листка поставьте «Х», на обратной — «О». Это будет метка с вашими «да» и «нет».
|
|
Ну, а теперь пусть каждый самостоятельно, не выражая вслух собственного мнения, положит свою метку на стол (накрыв ее ладонью) вверх крестиком или ноликом. Не забудьте: «X» — значит, событие 14-е — одна из причин события 15-го, «О» — событие 14-е не является причиной события 15-го.
Вадим и Вера одновременно убрали ладони и с интересом посмотрели ответы друг друга. На столе лежали два листка, помеченные крестиком.
А как вы думаете, событие 13-е является причиной 15-го? Ответы в ваших руках.
Вадим: Посмотрим?..
И снова метки лежали крестиками вверх: оба были согласны в том, что уход Веры на другую работу произойдет потому, что двумя годами раньше родится дочь.
На очереди — событие 12-е. Является ли оно причиной 15-го.
Опять единодушие: да, улучшение жилья — одна из причин ухода Веры на другую работу.
Наверное, вы уже догадались, что за событием 12-м последует 11-е, за ним — 10-е, 9-е, и т.д. вплоть до первого. И с каждым событием нужно решить, является ли оно одной из причин события 15-го. Свои ответы записывайте в специальную таблицу, нарисуйте ее заранее.
В таблице Вадима и Веры было 15 строк и 15 столбцов по числу событий. В каждой клетке можно было отметить ответы обоих. (Это делал Вадим.) Когда событие 15-е сопоставили наконец с событием 1-м, таблица стала выглядеть так:
Какие причины были или будут у этих событий? | ||||||||||||||||
ОХ | Возможные причины | |||||||||||||||
ОХ | ||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||
ОХ | ||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||
ОХ | ||||||||||||||||
ОХ | ||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||
ХО | ||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||
ХХ | ||||||||||||||||
ХХ | ||||||||||||||||
ХХ | ||||||||||||||||
Ответы Вадима
|
|
Ответы Веры
В ней легко обнаружить все ответы. По мнению Вадима, Вера уйдет на другую работу (15) потому, что разведется (10), улучшит жилье (12), родит дочь (13) и расстанется с мамой (14). Вера, конечно, видит более далекие истоки: ведь главная роль в этом событии — ее. По мнению Веры, перемеа работы произойдет вследствии поездки в Алексино (1), мартовской «загадки» 1975 г. (2), послеуниверситетской работы (4), рождения второго сына (7), перехода мужа на другую работу (8) и, наконец, из-за ожидаемого улучшения жилья (12), рождения дочери (13), расставания с мамой (14). Посмотрите: в восьми случаях ответы супругов были одинаковы (в клетках таблицы стоит «XX» или «00», а в шести случаях — разными («ХО» или «ОХ»). Согласия все же больше!
Итак, с событием 15-м, похоже, разобрались. Теперь дело пойдет быстрее. Отложите в сторону листок с событием 14-м и вместе подумайте, какие из предшествовавших (1 — 13) событий явились его причинами. Как и прежде, отвечайте с помощью меток и не забывайте записывать свои ответы (крестики и нолики) в таблицу, в столбец 14.
После того как весь столбец (начиная со строки 13 и кончая строкой 1) будет заполнен, приступайте к анализу причин события 13, затем 12, 11 и т.д. На каждый новый виток причинного анализа вам будет требоваться все меньше и меньше времени. Ведь у 13-го события — 12 предшествующих ему возможных причин, у 12-го — 11, у 10-го — 9, а у 2-го — только одна.
Прошло минут сорок, пока Вадим с Верой от 1989 (событие 15) добрались до 1975-го, в котором произошло самое первое событие из их списка. Они уже, как заправские «доминошники», азартно стучали по столу ладошками со своими метками, пытались угадать заранее, совпадут их ответы или нет, и все активнее втягивались в непривычное поначалу занятие. Вера разрумянилась, да и Вадим повеселел. Он аккуратно записывал все ответы:
Какие причины были или будут у этих событий? | ||||||||||||||||
ХХ | ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОХ | Возможные причины | ||
ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | ||||
ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОХ | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | |||||
ОО | ОХ | ОХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | ||||||
ХХ | ХХ | ХХ | ОО | ОО | ХХ | ХХ | ОХ | ОО | ОО | |||||||
ОХ | ХХ | ОО | ОО | ОО | ХО | ОО | ОО | ОО | ||||||||
ХО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | |||||||||
ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | ||||||||||
ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | |||||||||||
ОО | ХХ | ХО | ХО | ХО | ||||||||||||
ХХ | ОХ | ОО | ОО | |||||||||||||
ХХ | ОО | ХХ | ||||||||||||||
ОО | ХХ | |||||||||||||||
ХХ | ||||||||||||||||
Пока они пьют чай, обмениваются многозначительными взглядами и отдыхают перед завершающим этапом самообследования, послушаем, что может рассказать их таблица.
|
|
Таблица: Надежно, выгодно, удобно хранить информацию в моих клетках. Вы можете найти во мне ответ на любое «почему» в своей совместной жизни. Хотите узнать, например, почему у вас родится еще и дочь (событие 13)? Что ж, отвечу: потому что когда-то у вас была поездка в Алексино (1), а спустя год был март (2), и вскоре свадьба (3) и, конечно же, потому, что года через два у вас улучшится жилье (12). Есть, правда, еще и другие причины — мамины, папины, — но не люблю говорить о том, в чем нет согласия. А почему вдруг о разводе (10) думаете? Я вот что вам скажу: не надо было уезжать Вадиму в Казахстан (9).
Пройдет, возможно, не так уж много лет, и этот вымышленный монолог «умудренный опытом дамы» превратится в настоящий живой диалог с компьютером, который станет вашим личным секретарем-биографом.
Ну, а пока Вера и Вадим, отдохнув, продолжат наше задание.
Зачем?
Прежде всего, соберите листки с названием событий в стопку так, чтобы сверху было событие 1-е, а снизу — 15-е. Теперь вам предстоит подумать о целях своей совместной жизни. Отложите листок с событием 1 в сторону (рис. 6-3).
Рис. 6-3. Зачем нужно было ехать в Алексино? Неужели ради того, что случилось в начале марта 1975 г.? А если не для этого, то для чего?.. Даже столь мудреные вопросы можно одолеть, если не пожалеть еще 30—40 минут на взаимные признания.
Вспомните, были ли у каждого из вас какие-либо цели, которых вы стремились достичь с помощью этого события? Возможно, что и нет (не все в жизни происходит «для чего-то»). Но если наш вопрос оправдан и событие 1 действительно имело цели, то не было ли его целью событие 2? А может быть, событие 3? 4? 5?... 15? В целевом анализе, как и в причинном, возможны ответы «да» или «нет». Сообщайте их друг другу с помощью меток «X» или «О».
|
|
К семейной жизни с Верой Вадим начал готовиться, видимо, еще во времена поездки в Алексино (1). Тогда он решил с помощью этой поездки приблизить март 1975 г. (2). А Вера так далеко не заглядывала. Она даже не подозревала о возможных последствиях поездки. Поэтому во вторую строку первого столбца таблицы Вадим записал «X» (свой ответ) и «О» (ответ Веры), а во всех остальных строках этого же столбца появились нули:
Ответы Вадима Ответы Веры
Какие причины были или будут у этих событий? | ||||||||||||||||||
Возможные цели | ХХ | ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОХ | Возможные причины | |||
ХО | ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | |||||
ОО | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОХ | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | ||||||
ОО | ОО | ОХ | ОХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | |||||||
ОО | ХХ | ХХ | ХХ | ОО | ОО | ХХ | ХХ | ОХ | ОО | ОО | ||||||||
ОО | ОХ | ХХ | ОО | ОО | ОО | ХО | ОО | ОО | ОО | |||||||||
ОО | ХО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | ||||||||||
ОО | ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | |||||||||||
ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ||||||||||||
ОО | ОО | ХХ | ХО | ХО | ХО | |||||||||||||
ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОО | ||||||||||||||
ОО | ХХ | ОО | ХХ | |||||||||||||||
ОО | ОО | ХХ | ||||||||||||||||
ОО | ХХ | |||||||||||||||||
ОО | ||||||||||||||||||
Какие цели были или будут у этих событий? |
Теперь пришел черед разобраться в целях события 2. Поскольку цели всегда впереди, то ими могут быть события 3—15. Вспомните: происходило ли событие 2 для того, чтобы достичь события 3?
Вадим ответил: «Да» — и подумал, наверное: «Конечно, уже тогда я мечтал о том, чтобы Вера стала моей женой».
Вера ответила: «Нет». В начале марта 1975 года она еще не смотрела на Вадима как на своего будущего мужа.
Продолжим. Может быть, событие 2 произошло ради события 4? 5? 6? 7?...15?
Осталось таким же способом найти цели у событий 3, 4, 5... 14.
Ох, нелегкая это работа — терпеливо перебирать каждое событие, каждый шаг своей жизни, задаваясь вопросом «зачем?» и не всегда отыскивая ответ. Но вот все позади. Целей нашлось немного, зато согласие было почти полным. Зачем свадьба (3) состоялась? Чтобы сыновей и дочку родить (5, 7, 13), хотя у Веры с самого начала была мысль и о разводе (10). Первый сын родился (5), чтобы братом стать (7) и в школу пойти (11) Есть еще одна общая у Веры с Вадимом цель — улучшить жилье (12), и для ее достижения Вадиму пришлось дважды сменить работу (6, 8). Все это легко можно прочесть в нижней части таблицы.
Какие причины были или будут у этих событий? | ||||||||||||||||||
Возможные цели | ХХ | ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОХ | Возможные причины | |||
ХО | ХХ | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОО | ОХ | |||||
ОО | ХО | ОХ | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОХ | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | ОХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | |||||
ОО | ОО | ХХ | ОО | ХХ | ХХ | ХХ | ОО | ОО | ХХ | ХХ | ОХ | ОО | ОО | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | ХХ | ОО | ОО | ОО | ХО | ОО | ОО | ОО | |||||
ОО | ОО | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ХО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОХ | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОХ | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | |||||
ОО | ОО | ОХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ХО | ХО | ХО | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОХ | ОО | ОО | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ХХ | ОО | ХХ | |||||
ОО | ОО | ХХ | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ХХ | |||||
ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | ОО | |||||
Какие цели были или будут у этих событий? |