Подстановок)

Анализ источников формирования прибыли позволяет выявить, какой из источников оказывает существенное влияние на общую сумму прибыли предприятия.

Как правило, основным источником прибыли/убытков является прибыль от продажи продукции, работ, услуг. Ее анализируют по счету 90 «Продажи».

Прибыль от продаж упрощенно можно представить:

ПР = В–ПС

где В— выручка от продажи товаров, работ, услуг;

ПС — полная себестоимость в т.ч. коммерческие расходы и управленческие расходы.

В свою очередь В=∑ qхp - ∑ qхс

где q - объем выпущенной продукции;

p - прибыль на 1 изделие;

с – себестоимость одной единицы продукции;

При отклонении фактической прибыли от плановой, следует провести ее факторный анализ, выделив при этом следующие основные факторы:

- изменение объема реализации;

- изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение себестоимости продукции;

- изменение цен на продукцию.

При наличии данных о номенклатуре реализованной продукции и сведений о количестве, себестоимости, цены реализации (за каждое изделие) можно провести факторный анализ прибыли:

1. Изменение объема реализации

Прибыль с учетом изменения объема реализации:

П(qреал. ) = ∑ q1p0 - ∑ q0с0

Влияние объема реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П (qреал. ) = П(qреал. ) – П0

2. Изменение цены реализации на отдельные виды продукции

Прибыль с учетом изменения цены реализации:

П(рреал. ) = ∑ q1p1 - ∑ q0с0

Влияние цены реализации на изменение прибыли от продаж:

∆П (рреал. ) = П(рреал. ) – П(qреал. )

3. Изменение себестоимости продукции

Прибыль с учетом изменения себестоимости продукции:

П(с) =∑ q1p1 - ∑ q0с1

Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П (с) = П(с) - П(рреал. )

4. Изменение структуры и количества выполнения выпуска продукции

Прибыль с учетом изменения структуры и количества выполнения выпуска продукции:

П(стр) =∑ q1p1 - ∑ q1с1

Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:

∆П (стр) = П(стр) - П (с)

Факторный анализ прибыли от продаж дополняется анализом прибыли рассчитываемой на основе баланса товарной продукции.

Поскольку объем реализованной продукции это есть:

Остатки нереализованной продукции на начало года + объем товарной продукции за год – остатки нереализованной продукции на конец года

Следует проанализировать прибыль в:

- остатках товарной продукции;

- остатках реализованной продукции.

Если в расчетах сумма прибыли от товарной продукции отличается от суммы прибыли реализованной продукции, следует указать, что планирование прибыли осуществляется неправильно.

10.4 Анализ финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности.

Анализ прибыли/убытков по операционной деятельности и финансовой деятельности предприятия предполагает анализ состава и структуры операций, включенных в результат подсчета прибыли от операционной деятельности, которая связана с получением:

- доходов и убытков по реализации основных средств, нематериальных активов и др. материальных ценностей;

- проценты, уплаченные и полученные по ценным бумагам, предоставленным кредитам и займам.

Выявляется основная причина превышения расходов над расходами по данным операциям, т.е. причина убытков.

Анализ внереализационных доходов и расходов предполагает рассмотрение их состава, который может включать в себя:

1. В доходах:

· списанную кредиторскую задолженность и депонентскую задолженность, в связи с истечением срока исков давности;

· прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;

· штрафы, пени, неустойки полученные предприятием.

2. В расходах:

· списанную безнадежную дебиторскую задолженность;

· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· штрафы, пени, неустойки уплаченные предприятием.

В процессе проведения анализа расходов и доходов, возникших в результате стихийных бедствий и обстоятельств детально изучают и сопоставляют расходы, связанные с устранением последствий с суммой возмещения от страховых компаний.

Т.о. вышеприведенные 3 источника прибыли как снижают ее, так и увеличивают.

Расшифровка штрафов, пени, неустоек приводится в форме №2.

10.5 Анализ взаимосвязи прибыли и движения денежных средств (прямой и косвенный методы анализа денежных потоков).

Для реальной оценки финансовых результатов деятельности предприятия в первую очередь необходима информация о состоянии его финансовых ресурсов и их движении во времени, т.е. о денежных потоках.

Приток денежных средств осуществляется за счет выручки от продажи продукции (работ, услуг); увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций, полученных кредитов, займов и средств от выпуска корпоративных облигаций и др.

Отток денежных средств возникает вследствие покрытия текущих (операционных) затрат; инвестиционных расходов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; выплат дивидендов акционерам предприятия и т.д.

Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) образуется как разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств.


Корректировка прибыли
Чистая нераспределенная прибыль

               
 
Платежи в бюджет из себестоимости продукции (плата за природные ресурсы)
 
Взносы во внебюджетные фонды (от фонда оплаты труда, процента)
     
 
 
   


Рис. Движение денежных потоков на предприятии.

Полученные доходы или понесенные затраты могут не соответствовать реальному «притоку» или «оттоку» денежных средств на предприятии.

При наличии у предприятия прибыли оно может иметь недостаток ликвидных средств для функционирования. Это связано с тем, что нераспределенная прибыль отчетного периода, входящая в состав собственного капитала является важным источником формирования чистого оборотного капитала (ЧОК), или свободных денежных средств, находящихся в обороте.

ЧОК = КР + ДП – ВН

где КР - капитал и резервы (III раздел),

ДП - долгосрочные пассивы (IV раздел),

ВН - внеоборотные активы (I раздел баланса).

Другими источниками формирования чистого оборотного капитала являются: эмиссия ценных бумаг (акций); вклады учредителей в уставной капитал; фонды накопления, образуемые из прибыли; резервный капитал.

На практике существует так называемый парадокс прибыли. Складывается ситуация, когда у предприятия нет денег, но есть прибыль, либо имеются денежные средства, но отсутствует прибыль.

Причины данной ситуации заключаются в различии между суммой полученной прибыли и величиной денежных средств проявляется в следующем:

- Прибыль отражает чистый доход, полученный предприятием за определенной время (квартал), что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

- Прибыль признается после совершения продажи, а не после поступления денежных средств (данный порядок предусматривается в учетной

политике предприятия);

- При расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее продажи, а не в момент отгрузки;

- Денежный поток включает движение денежных средств, которые непосредственно не учитываются при расчете прибыли; долговые выплаты (например, по долгосрочным займам) и т. д.;

- Прибыль выражает прирост авансированной стоимости за период, что характеризует эффективность управления предприятием. Однако наличие прибыли не означает наличия у предприятия свободных денежных средств, которые можно расходовать;

- При расчете прибыли не все затраты включаются в издержки производства, учитываемые при ее определении (в частности, налог на прибыль, налог на имущество предприятия и др.).

Следовательно, показатель прибыли не всегда отражает реальное финансовое положение предприятия, т.е. его платежеспособность и ликвидность баланса, кредитоспособность.

В мировой аналитической практике разработаны два метода анализа денежных потоков – прямой и косвенный.

Прямой метод основан на исчислении притока и оттока денежных средств. Исходным элементом является выручка от продаж. Этот метод эффективен с точки зрения контроля за движением денежных средств. Главным недостатком прямого метода расчета денежных потоков является то, что он не раскрывает взаимосвя­зи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия.

При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денеж­ных средств за период. Здесь на первом этапе устанавливают соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом. Для этого устраняют влияние на финансовый результат опера­ций начисления износа и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов.

При начислении амортизация относится на себестоимость продукции. Поскольку уменьшение прибыли в результате этого не ведет к сокращению денежных средств, то для получения реальной величины денежных средств суммы начисленной амор­тизации (оборот по кредиту счетов 02, 05) должны быть добав­лены к нераспределенной прибыли.

Выбытие основных средств и других внеоборотных активов вызывает убыток в размере их остаточной стоимости, который фиксируется как прочие доходы и затем списывается на уменьшение финансового результата. На величину денежных средств эта операция не оказывает вли­яния, поскольку отток средств был значительно раньше - в момент приобретения этих активов. Следовательно, сумма убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть до­бавлена к величине прибыли.

На втором этапе корректировки устанавливают соот­ветствие изменений собственного оборотного капитала и де­нежных средств. Следует определить, как изменение по каждой статье оборотного капитала отразилось на состоянии денежных средств организации.

Косвенный метод является предпочтительнее с точки зрения оценки, так как дает возможность увидеть взаимосвязь полученной прибыли и изменения величины денежных средств.

10.6 Анализ рентабельности предприятия и резервы ее повышения.

Рентабельность характери­зует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной дея­тельности предприятия. Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собствен­ников, кредиторов, заемщиков, потенциальных инвесторов

Повышение уровня рентабельности предприятия озна­чает укрепление финансового положения и, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и страте­гии и о целесообразности ее корректировки.

Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:

1. Показатели, рассчитываемые на основе прибыли;

2. Показатели, рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;

3. Показатели, рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.

Первые две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета и отчетности о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты: рентабельность продаж; коэффициент текущих расходов; коэффициент стоимости проданных товаров; прибыль на инвестируемый капитал; прибыль на собственный капитал; коэффициент рентабельности ресурсов; коэффициент эффективности прибыли.

Методика расчета нижеприведенных коэффициентов основана на при­менение показателей балансовой (БП), чистой (ЧП) и прибыли от продаж (ПР).

Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, фонда оплаты труда работ­ников:

,

где ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов;

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;

ФОТ - фонд оплаты труда работ­ников.

Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.

Окупаемость инвестиций складывается из эффективности использования наличных денег, оборудова­ния, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:

Рентабельность всего капитала (РК):

,

где ССИ - среднегодовая сумма имущества;

Рентабельность всех инвестиций:

,

где ЧП - чистая прибыль;

ВП - выплаченные проценты по займам и кредитам;

СК - собственный капитала;

ДО - долгосрочные обязательства.

Рентабельность функционирующего капитала:

,

где ПР - прибыль от продаж;

ССК - среднегодовая стоимость капитала.

Рентабельность собственного капитала:

,

где СССК - среднегодовая стоимость собственного капитала;

Эффективность прибыли - показатель, позволяющий оценить долю чисто прибыли в валовых доходах:

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия.

Для определения развития фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота капитала и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота капитала отражает зависимость между валовой выруч­кой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает от­ношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Чем выше темп роста валовой выручки фирмы, тем больше число оборотов ее ка­питала. В итоге следует, что уровень общей рентабельности определяется как произведение рентабельность обо­рота на число оборотов капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: