Анализ источников формирования прибыли позволяет выявить, какой из источников оказывает существенное влияние на общую сумму прибыли предприятия.
Как правило, основным источником прибыли/убытков является прибыль от продажи продукции, работ, услуг. Ее анализируют по счету 90 «Продажи».
Прибыль от продаж упрощенно можно представить:
ПР = В–ПС
где В— выручка от продажи товаров, работ, услуг;
ПС — полная себестоимость в т.ч. коммерческие расходы и управленческие расходы.
В свою очередь В=∑ qхp - ∑ qхс
где q - объем выпущенной продукции;
p - прибыль на 1 изделие;
с – себестоимость одной единицы продукции;
При отклонении фактической прибыли от плановой, следует провести ее факторный анализ, выделив при этом следующие основные факторы:
- изменение объема реализации;
- изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- изменение себестоимости продукции;
- изменение цен на продукцию.
При наличии данных о номенклатуре реализованной продукции и сведений о количестве, себестоимости, цены реализации (за каждое изделие) можно провести факторный анализ прибыли:
1. Изменение объема реализации
Прибыль с учетом изменения объема реализации:
П(qреал. ) = ∑ q1p0 - ∑ q0с0
Влияние объема реализации на изменение прибыли от продаж:
∆П (qреал. ) = П(qреал. ) – П0
2. Изменение цены реализации на отдельные виды продукции
Прибыль с учетом изменения цены реализации:
П(рреал. ) = ∑ q1p1 - ∑ q0с0
Влияние цены реализации на изменение прибыли от продаж:
∆П (рреал. ) = П(рреал. ) – П(qреал. )
3. Изменение себестоимости продукции
Прибыль с учетом изменения себестоимости продукции:
П(с) =∑ q1p1 - ∑ q0с1
Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:
∆П (с) = П(с) - П(рреал. )
4. Изменение структуры и количества выполнения выпуска продукции
Прибыль с учетом изменения структуры и количества выполнения выпуска продукции:
П(стр) =∑ q1p1 - ∑ q1с1
Влияние себестоимости продукции на изменение прибыли от продаж:
∆П (стр) = П(стр) - П (с)
Факторный анализ прибыли от продаж дополняется анализом прибыли рассчитываемой на основе баланса товарной продукции.
Поскольку объем реализованной продукции это есть:
Остатки нереализованной продукции на начало года + объем товарной продукции за год – остатки нереализованной продукции на конец года
Следует проанализировать прибыль в:
- остатках товарной продукции;
- остатках реализованной продукции.
Если в расчетах сумма прибыли от товарной продукции отличается от суммы прибыли реализованной продукции, следует указать, что планирование прибыли осуществляется неправильно.
10.4 Анализ финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности.
Анализ прибыли/убытков по операционной деятельности и финансовой деятельности предприятия предполагает анализ состава и структуры операций, включенных в результат подсчета прибыли от операционной деятельности, которая связана с получением:
- доходов и убытков по реализации основных средств, нематериальных активов и др. материальных ценностей;
- проценты, уплаченные и полученные по ценным бумагам, предоставленным кредитам и займам.
Выявляется основная причина превышения расходов над расходами по данным операциям, т.е. причина убытков.
Анализ внереализационных доходов и расходов предполагает рассмотрение их состава, который может включать в себя:
1. В доходах:
· списанную кредиторскую задолженность и депонентскую задолженность, в связи с истечением срока исков давности;
· прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
· штрафы, пени, неустойки полученные предприятием.
2. В расходах:
· списанную безнадежную дебиторскую задолженность;
· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
· штрафы, пени, неустойки уплаченные предприятием.
В процессе проведения анализа расходов и доходов, возникших в результате стихийных бедствий и обстоятельств детально изучают и сопоставляют расходы, связанные с устранением последствий с суммой возмещения от страховых компаний.
Т.о. вышеприведенные 3 источника прибыли как снижают ее, так и увеличивают.
Расшифровка штрафов, пени, неустоек приводится в форме №2.
10.5 Анализ взаимосвязи прибыли и движения денежных средств (прямой и косвенный методы анализа денежных потоков).
Для реальной оценки финансовых результатов деятельности предприятия в первую очередь необходима информация о состоянии его финансовых ресурсов и их движении во времени, т.е. о денежных потоках.
Приток денежных средств осуществляется за счет выручки от продажи продукции (работ, услуг); увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций, полученных кредитов, займов и средств от выпуска корпоративных облигаций и др.
Отток денежных средств возникает вследствие покрытия текущих (операционных) затрат; инвестиционных расходов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; выплат дивидендов акционерам предприятия и т.д.
Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) образуется как разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств.
|
|
|
| ||||||
Рис. Движение денежных потоков на предприятии.
Полученные доходы или понесенные затраты могут не соответствовать реальному «притоку» или «оттоку» денежных средств на предприятии.
При наличии у предприятия прибыли оно может иметь недостаток ликвидных средств для функционирования. Это связано с тем, что нераспределенная прибыль отчетного периода, входящая в состав собственного капитала является важным источником формирования чистого оборотного капитала (ЧОК), или свободных денежных средств, находящихся в обороте.
ЧОК = КР + ДП – ВН
где КР - капитал и резервы (III раздел),
ДП - долгосрочные пассивы (IV раздел),
ВН - внеоборотные активы (I раздел баланса).
Другими источниками формирования чистого оборотного капитала являются: эмиссия ценных бумаг (акций); вклады учредителей в уставной капитал; фонды накопления, образуемые из прибыли; резервный капитал.
На практике существует так называемый парадокс прибыли. Складывается ситуация, когда у предприятия нет денег, но есть прибыль, либо имеются денежные средства, но отсутствует прибыль.
Причины данной ситуации заключаются в различии между суммой полученной прибыли и величиной денежных средств проявляется в следующем:
- Прибыль отражает чистый доход, полученный предприятием за определенной время (квартал), что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;
- Прибыль признается после совершения продажи, а не после поступления денежных средств (данный порядок предусматривается в учетной
политике предприятия);
- При расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее продажи, а не в момент отгрузки;
- Денежный поток включает движение денежных средств, которые непосредственно не учитываются при расчете прибыли; долговые выплаты (например, по долгосрочным займам) и т. д.;
- Прибыль выражает прирост авансированной стоимости за период, что характеризует эффективность управления предприятием. Однако наличие прибыли не означает наличия у предприятия свободных денежных средств, которые можно расходовать;
- При расчете прибыли не все затраты включаются в издержки производства, учитываемые при ее определении (в частности, налог на прибыль, налог на имущество предприятия и др.).
Следовательно, показатель прибыли не всегда отражает реальное финансовое положение предприятия, т.е. его платежеспособность и ликвидность баланса, кредитоспособность.
В мировой аналитической практике разработаны два метода анализа денежных потоков – прямой и косвенный.
Прямой метод основан на исчислении притока и оттока денежных средств. Исходным элементом является выручка от продаж. Этот метод эффективен с точки зрения контроля за движением денежных средств. Главным недостатком прямого метода расчета денежных потоков является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия.
При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денежных средств за период. Здесь на первом этапе устанавливают соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом. Для этого устраняют влияние на финансовый результат операций начисления износа и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов.
При начислении амортизация относится на себестоимость продукции. Поскольку уменьшение прибыли в результате этого не ведет к сокращению денежных средств, то для получения реальной величины денежных средств суммы начисленной амортизации (оборот по кредиту счетов 02, 05) должны быть добавлены к нераспределенной прибыли.
Выбытие основных средств и других внеоборотных активов вызывает убыток в размере их остаточной стоимости, который фиксируется как прочие доходы и затем списывается на уменьшение финансового результата. На величину денежных средств эта операция не оказывает влияния, поскольку отток средств был значительно раньше - в момент приобретения этих активов. Следовательно, сумма убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть добавлена к величине прибыли.
На втором этапе корректировки устанавливают соответствие изменений собственного оборотного капитала и денежных средств. Следует определить, как изменение по каждой статье оборотного капитала отразилось на состоянии денежных средств организации.
Косвенный метод является предпочтительнее с точки зрения оценки, так как дает возможность увидеть взаимосвязь полученной прибыли и изменения величины денежных средств.
10.6 Анализ рентабельности предприятия и резервы ее повышения.
Рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов, заемщиков, потенциальных инвесторов
Повышение уровня рентабельности предприятия означает укрепление финансового положения и, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Система коэффициентов рентабельности объединяет три класса:
1. Показатели, рассчитываемые на основе прибыли;
2. Показатели, рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;
3. Показатели, рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Первые две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета и отчетности о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты: рентабельность продаж; коэффициент текущих расходов; коэффициент стоимости проданных товаров; прибыль на инвестируемый капитал; прибыль на собственный капитал; коэффициент рентабельности ресурсов; коэффициент эффективности прибыли.
Методика расчета нижеприведенных коэффициентов основана на применение показателей балансовой (БП), чистой (ЧП) и прибыли от продаж (ПР).
Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, фонда оплаты труда работников:
,
где ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов;
ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;
ФОТ - фонд оплаты труда работников.
Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
Окупаемость инвестиций складывается из эффективности использования наличных денег, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:
Рентабельность всего капитала (РК):
,
где ССИ - среднегодовая сумма имущества;
Рентабельность всех инвестиций:
,
где ЧП - чистая прибыль;
ВП - выплаченные проценты по займам и кредитам;
СК - собственный капитала;
ДО - долгосрочные обязательства.
Рентабельность функционирующего капитала:
,
где ПР - прибыль от продаж;
ССК - среднегодовая стоимость капитала.
Рентабельность собственного капитала:
,
где СССК - среднегодовая стоимость собственного капитала;
Эффективность прибыли - показатель, позволяющий оценить долю чисто прибыли в валовых доходах:
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия.
Для определения развития фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота капитала и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота капитала отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Чем выше темп роста валовой выручки фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что уровень общей рентабельности определяется как произведение рентабельность оборота на число оборотов капитала.