Управленческая база по ЧС включает:
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
2. Ведомства, службы, организации по разработке нормативно-правовой базы по ЧС.
Другие организации, связанные с ЧС – в ГОСТ Р 22.0.02-94.
Территориальные подсистемы РСЧС – создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальных единиц.
Функциональные подсистемы РСЧС – создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Территориальный, региональный состав (региональные центры) МЧС и РСЧС: 1) Центральный (Москва); 2) Северо-западный (Санкт-Петербург); 3) Южный (Ростов-на-Дону); 4) Северо-Кавказский (Пятигорск); 5) Уральский (Екатеринбург); 6) Приволжский (Нижний Новгород); 7) Сибирский (Красноярск); 8) Дальневосточный (Хабаровск)
Рисунок 1.6. Структурные подсистемы РСЧС |
Подсистемы РСЧС (рисунок 1.6) каждого уровня включают в себя: 1) координирующие органы; 2) органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС); 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства; 5) резервы финансовых и материальных ресурсов; 6) системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации.
Уровни подсистемы РСЧС показаны в таблице 1.16.
Таблица 1.16 | |||||
Уровни подсистем РСЧС | |||||
Уровень | Наименование | Наименование в других источниках | Зона охвата | ||
Федеральный | Федеральный | Вся территория РФ | |||
Межрегиональный | Региональный | Несколько субъектов РФ | |||
Региональный | Территориальный | Субъект РФ | |||
Муниципальный | Местный | Территория муниципального образования | |||
Объектовый | Объектовый | Объект производственного или социального назначения | |||
Уровень | Координирующие органы | Органы повседневного управления | Постоянно действующие органы | ||
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы | Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) | МЧС РФ | |||
Межрегиональный | Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС РФ | Региональные центры МЧС РФ | |||
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ | Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС РФ | Комиссии Главные управления МЧС России по субъектам РФ | |||
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления | Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО) | Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и / или гражданской обороны при органах местного самоуправления | |||
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации | Дежурно-диспетчерские службы предприятий | Структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и / или гражданской обороны | |||
Основные задачи РСЧС:
1. Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
2. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
3. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
4. Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
5. Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Рисунок 1.7. Структура МЧС |
6. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
7. Ликвидация ЧС
МЧС – центр управления ЧС, координирующий деятельность РСЧС. Структура МЧС показана на рисунке 1.7. 83 Главных управления МЧС РФ по субъектам РФ и Главное управление МЧС РФ по г. Москва; 88 территориальных подсистем в субъектах РФ, которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %. На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), из этих служб только около 30 входит непосредственно в МЧС (рисунок 1.8). МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране.
Рисунок 1.8. Спасательные службы и формирования МЧС |
Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.