Управленческая база по ЧС

Управленческая база по ЧС включает:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);

2. Ведомства, службы, организации по разработке нормативно-правовой базы по ЧС.

Другие организации, связанные с ЧС – в ГОСТ Р 22.0.02-94.

Территориальные подсистемы РСЧС – создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальных единиц.

Функциональные подсистемы РСЧС – создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Территориальный, региональный состав (региональные центры) МЧС и РСЧС: 1) Центральный (Москва); 2) Северо-западный (Санкт-Петербург); 3) Южный (Ростов-на-Дону); 4) Северо-Кавказский (Пятигорск); 5) Уральский (Екатеринбург); 6) Приволжский (Нижний Новгород); 7) Сибирский (Красноярск); 8) Дальневосточный (Хабаровск)

Рисунок 1.6. Структурные подсистемы РСЧС

Подсистемы РСЧС (рисунок 1.6) каждого уровня включают в себя: 1) координирующие органы; 2) органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС); 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства; 5) резервы финансовых и материальных ресурсов; 6) системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации.

Уровни подсистемы РСЧС показаны в таблице 1.16.

Таблица 1.16
Уровни подсистем РСЧС
Уровень Наименование Наименование в других источниках Зона охвата
  Федеральный Федеральный Вся территория РФ
  Межрегиональный Региональный Несколько субъектов РФ
  Региональный Территориальный Субъект РФ
  Муниципальный Местный Территория муниципального образования
  Объектовый Объектовый Объект производственного или социального назначения
Уровень Координирующие органы Органы повседневного управления Постоянно действующие органы
  Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС РФ
  Межрегиональный Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС РФ Региональные центры МЧС РФ
  Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС РФ Комиссии Главные управления МЧС России по субъектам РФ
  Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО) Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и / или гражданской обороны при органах местного самоуправления
  Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации Дежурно-диспетчерские службы предприятий Структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и / или гражданской обороны
           

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения

2. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях

3. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

4. Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС

5. Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Рисунок 1.7. Структура МЧС

6. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий

7. Ликвидация ЧС

МЧС – центр управления ЧС, координирующий деятельность РСЧС. Структура МЧС показана на рисунке 1.7. 83 Главных управления МЧС РФ по субъектам РФ и Главное управление МЧС РФ по г. Москва; 88 территориальных подсистем в субъектах РФ, которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %. На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), из этих служб только около 30 входит непосредственно в МЧС (рисунок 1.8). МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране.

Рисунок 1.8. Спасательные службы и формирования МЧС

Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: