Небольшой грузик (гвоздик, гайку и т.п.) привяжите к толстой нити (длиной 20-30 см.). Возьмите конец нити в руку. Закройте глаза. Представьте, что грузик раскачивается в определённой плоскости (например, справа налево). Через минуту откройте глаза и посмотрите, что происходит с вашим «маятником». Затем раскачайте грузик в определённой плоскости. Закройте глаза и представьте, что он вращается по часовой стрелке. Думайте об этом в течение минуты, а потом посмотрите, что произошло с грузиком.
Опишите наблюдаемые явления («идеомоторные акты» по И.М. Сеченову). Объясните их с точки зрения теории деятельности. Подумайте, каким образом подобные явления используются для «чтения мысли» некоторыми эстрадными гипнотизёрами и иллюзионистами.
Литература
Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч.:В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С. 5-328.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. – М., 1990.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
|
|
Петровский А.В, Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.
Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория / Под. ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.
Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М., 1999.
Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ
Понятие личности в психологии. Личность, индивид, индивидуальность. Взаимодействие индивидуальных свойств, социальной среды через активность (деятельность) в процессе формирования личности. Структура личности в различных психологических теориях. Направленность личности. Личность как иерархия мотивов (А.Н.Леонтьев). Психоаналитические концепции личности. Понятие «Я-концепция» (К. Роджерс). Самооценка и уровень притязаний личности. Проблема личностного выбора. Свобода и ответственность личности.
Вопросы для обсуждения
1. Норма и патология в развитии личности.
2. Уровни развития личности. Личностный рост.
3. Учёт самооценки и уровня притязаний учащегося в учебной деятельности.
4. Экспериментальные исследования самооценки и уровня притязаний студентов.