Упражнения. 1. Найдите описания людей с ярко выраженными свойствами и типами темперамента в художественной литературе

1. Найдите описания людей с ярко выраженными свойствами и типами темперамента в художественной литературе, кино и т.п.

2. Попробуйте нарисовать шаржи, карикатуры, схематические изображения обладателей различных типов темперамента, которые будут отражать их достоинства и недостатки.

Практикум

1. Понаблюдайте за поведением 2-3 студентов на лекциях, семинарах и внеучебное время с целью определения свойственного им темперамента. Обратите внимание на следующие показатели: 1) продолжительность работы без перерывов и отвлечений; 2) влияние помех (каких) на концентрацию внимания при выполнении задания; 3) способы преодоление утомления; 4) проявление эмоций и чувств (особенно реакция на успех и неудачу); 5) реакция на трудности; 6) отношение к репликам и замечаниям преподавателя и других студентов; 7) скорость включения в деятельность; 8) особенности переключения с одной деятельности на другую; 9) быстрота смены эмоций. [1]

Проведите наблюдения в течении 2-3 недель. Зафиксируйте наиболее типичные реакции по каждому показателю в учебной и не учебной деятельности. Сделайте вывод о доминирующем темпераменте каждого студента и его индивидуальном стиле деятельности.

2. Для исследования некоторых свойств нервной системы используйте теппинг–тест Е.П. Ильина. Вам понадобится помощь товарища, который будет либо экспериментатором либо испытуемым.

Стандартный лист белой бумаги разделите на 6 равных прямоугольников (по 3 в ряд). Пронумеруйте прямоугольники по часовой стрелке.

Инструкция испытуемому: «По команде экспериментатора начинайте проставлять точки (с максимальной скоростью) в первом квадрате. По команде экспериментатора «Переход», не прерывая работу, перейдите во второй квадрат и продолжайте ставить точки как можно быстрее (по следующим командам переходите в 3, 4, 5, 6 квадраты по часовой стрелке). Всё время работайте в максимальном для себя темпе. Перед началом работы возьмите карандаш и поставьте его перед первым квадратом. Приготовьтесь. Начали».

Экспериментатор подаёт команду «Начали», а затем по истечении 5 секунд даёт команду: «Переход». По истечении 5 секунд с начала работы в шестом квадрате (через 30 секунд после начала опыта) он даёт команду: «Стоп».

По завершении опыта подсчитайте количество точек в каждом квадрате. Постройте график работоспособности: на оси абсцисс (X) отложить номер квадрата, а на оси ординат (Y) – количество точек в каждом квадрате. (Интерпретация графика будет дана на практическом занятии).

Литература

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М., 1992.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В.Равич–Щербо. – М., 1988.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., 1979.

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. – М., 1992.

Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1982

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: