Тема 7. Характер

Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера. Характер и образ жизни человека: проблема национального, социального, профессионального характера. Характер и направленность личности. Структура характера и симптомокомплексы свойств. Типологии характера. Проблема нормы и патологии характера. Акцентуации характера. Особенности формирования, воспитания и самовоспитания характера.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент, характер, личность.

2. Характер и способности.

3. Типологии акцентуаций характера.

4. Формирование характера в педагогическом процессе.

Темы рефератов и сообщений

1. Типология характера по К.Г. Юнгу.

2. Социальный характер по Э. Фромму.

3. Проблема методов диагностики и исследования характера.

4. Акцентуации характера и психопатии.

Задачи

1. Определите, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к темпераменту, а какие – к характеру человека.. Обоснуйте ответ: а) характеризует человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний;

б) практически не поддаётся изменению под действием воспитания; в) закрепляется в привычных способах поведения; г) определяет стиль и темп деятельности; д) формируется под воздействием социального, культурного, национального окружения человека; е) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, себе; ж) в большей степени зависит от биологических, наследственных факторов. [7]

2.Студентка-практикантка, составляя психологическую характеристику ученика, написала о нём: «Юра – черноглазый, небольшого роста мальчик. Ему 12 лет. Учится с интересом, особенно на предметах математического цикла. На всех уроках ведёт себя тихо, организованно. Всегда одевает один и тот же костюмчик…Товарищи о нём отзываются хорошо…» [4]

Проанализируйте этот отрывок и укажите какие черты характера ученика назвала студентка. А какие особенности ученика, названные студенткой, нельзя отнести к чертам характера и почему?

Упражнения

1. Попробуйте нарисовать или схематически изобразить людей с различными акцентуациями или ярко выраженными чертами характера (можно подобрать изображения из газет и журналов)

2. Опишите несколько конкретных примеров влияния определённых черт характера учащегося на эффективность (неэффективность) его учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: