Графические признаки насилия в рисунках детей (А. И. Копытин)

Рисунки детей служат потенциальными индикаторами сексуального насилия, что может помочь специалисту определить, имело ли место данное событие. Как уже было сказано, большинство детей отказываются признавать факт насилия в силу испытываемых ими негативных эмоций и внутренних когнитивных конфликтов. Sorensen и Snow (1991) указывают, что дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними

Хотя были выявлены некоторые особенности рисунков детей, перенесших сексуальное насилие, имеющие определенную клиническую значимость, исследователи предостерегают против безоговорочного использования этих особенностей для обоснования диагноза сексуального насилия. Они полагают, что эти особенности могут лишь указывать на его вероятность. Прежде чем определять потенциальные индикаторы сексуального насилия по рисункам, специалисты должны хорошо изучить рисунки детей «в норме», поэтому часто бывает удобно предлагать рисование большой группе детей, например всему классу, чтобы на фоне «нормы» выделить отклонения.

Специалист может предложить ребенку различные варианты рисунков:

- нарисовать картинку (без темы);

- нарисовать картинку о своей семье;

- нарисовать картинку о себе самом.

Дети, испытавшие сексуальное насилие в своих рисунках:

1. рисуют картинки, на которых отчетливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности (грудь у себя самой, пенис у животных);

2. рисуют людей во время сексуальных действий (характерно для подростков);

3. часто особое внимание уделяют нижней части тела (например, очень подробно рисуют молнию на брюках).

Дальнейшие комментарии, касающиеся содержания рисунка, позволяют убедиться в том, что рисунок имеет сексуальную направленность:

- на рисунке отображают чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали (гнев, страх, беспомощность);

- иногда в рисунках дети специально уклоняются от сексуального содержания, например, 10-летняя девочка рисует мать штрихами;

- эмоциональное состояние ребенка передается посредством нарисованной им мимики;

- Слезы и нахмуренные брови говорят о печали, депрессии;

- Если изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене, то, скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации;

- Нарисованный большой рот в виде круга может говорить об имевшем место оральном сексе;

- чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;

- Отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками.

- Преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида сексуального поведения. В целом изображение рук (или их отсутствие) отражает то, как дети воспринимают свое взаимодействие с окружающими.

- Наиболее закрашенные части тела, в частности, гениталии или рот, отражают высокую степень тревожности жертвы насилия.

- Отсутствие на рисунке нижней части тела говорит об отрицании как механизме защиты ребенка в ситуации насилия.

- Выделенные на рисунке фаллические символы (дымовые трубы, деревья, телефонные трубки) или, наоборот, их отсутствие там, где им следовало бы быть, является индикатором тревожности, связанной с мужской сексуальностью или отношениями с мужчинами.

После того, как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено, побудить к тому, чтобы он назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что на рисунке бросается в глаза (например, почему так широко расставлены ноги).

Исследование, проведенное Дж. Мерфи показало, что хотя были выявлены некоторые особенности рисунков детей, перенесших сексуальное насилие, имеющие определенную клиническую значимость, исследователи предостерегают против безоговорочного использования этих особенностей для обоснования диагноза сексуального насилия. Они полагают, что эти особенности могут лишь указывать на его вероятность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: