Виды насилия

Домашнее (семейное) насилие – это одно из наиболее распространенных и скрытых форм насилия, разрушительным образом влияющих на жертву.

Домашнее насилие представляет собой повторяющийся цикл физического, психологического, сексуального или экономического насилия в отношении близких, направленный на их подавление и приобретение над ними власти и контроля.

Физическое насилие или оскорбление действием является одним из наиболее распространенных и опасных видов насильственных действий.

К физическому насилию относят: толчки, хватания, нанесение ударов ладонью, кулаком, посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, ожоги, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощью и др.

Физическое насилие в семье, как правило, сопровождается и другими формами насилия.

Психологическое насилие квалифицируется как действия, направленные на унижение человеческого достоинства или принуждения думать о себе в негативном ключе. Этот вид насилия направлен также на разрушение социального окружения и контактов, изоляцию жертвы.

Психологическое насилие может выступать в виде вербальных оскорблений, угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам, запугивания посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов, преследования, контроля над деятельностью жертвы, контроля над кругом общения жертвы и т.п.

Сексуальное насилие характеризуется постоянным сексуальным давлением, принуждением к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование в браке, вынужденный секс, секс после побоев, принуждение к половым отношениям в неприемлемой форме или в присутствии других людей и др.)

Экономическое насилие выражается в отказе содержания детей, утаивании доходов, самостоятельном принятии большинства финансовых решений без учета потребностей детей и взрослого, пренебрежительной минимизации трудовой активности жертвы, запрещении получать образование, работать, делать карьеру и т.п.

Известно, что экономическая зависимость делает жертву более уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.

Выделяют еще один вид домашнего насилия – использование детей для установления контроля над взрослой жертвой. К этому виду насилия относят: использование детей как заложников, принуждение детей к совершению физического или психологического насилия над взрослой жертвой, борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми и угроз; использование посещения детей для контроля над взрослой жертвой и т.п.

Как упоминалось выше, разные формы насилия направлены, в первую очередь, на приобретение власти и контроля над жертвой. Насилие, когда-то начавшись, будет идти по кругу, и продолжаться до тех пор, пока угроза физического насилия не будет преобладать над другими аспектами жизни жертвы.

Американская исследовательница Линор Уокер (Walker L., 1979), являющаяся видным специалистом по проблемам домашнего насилия обнаружила цикличность случаев насилия у потерпевших. Она предложила свою теорию цикличности насилия, которая включает в себя 3 стадии, по­вторяющиеся на протяжении разрушительных и разрушающихся взаимоотношений.

Теория цикличности насилия

1 стадия нарастания напряжения характеризуется отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными и эмоциональными, при этом они несколько отличаются по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.

2 стадия активного насилия, для которой характерны основные разрушения и крайние негативные эмоциональные выплески, при этом непрогнозируемые и неконтролируемые.

3 стадия «медовый месяц» или любви и раскаяния - период необычайного спокойствия и любви, внимания и даже в не­которых случаях покаяния. Жестокость сменяется подарками, хорошими манерами и обещаниями, что насилие никогда не повторится.

Согласно теории Л. Уокер, после стадии «медового месяца» напряжение будет снова нарастать, и все повторится сначала - насилие будет развиваться по своим законам.

Последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем последствия так называемого социального насилия, которому подвергаются жертвы со стороны незнакомых людей.

Выделяют две стратегии поведения, помогающие жертвам преодолеть кризисную ситуацию: проблемная и эмоциональная.

Проблемная стратегия подразумевает активные шаги в сторону изменения ситуации.

Эмоциональная стратегия включает в себя внутреннюю переработку полученного опыта, направленную на разрешение ситуации.

Как правило, жертвы используются обе стратегии одновременно или последовательно в зависимости от того, насколько жертва зависима от обидчика.

Для пострадавших от домашнего насилия наиболее эффективным видом помощи являются программные тренинги, направленные не только на возвращение им силы, но и на изменение их жизни.

Выделяют еще одинвид насилия, связанный с принудительным вовлечением подростков и взрослых в сексуальную индустрию. Он получил название - трэффик (от англ. traffic – движение, торговать) из-за того, что будущих жертв перемещаются в другой город или, что чаще всего бывает, в другую страну и обманным путем вовлекают в проституцию без их согласия.

У жертв, подвергшихся сексуальному насилию со стороны незнакомых людей и трэффику, выделяют изменения на следующих уровнях:

- на поведенческом: боязнь повторного насилия со стороны преступников; суицидальные попытки (попытки самоубийства); их внимание поглощено мыслями о насилии, это мешает сосредоточиться на других вещах, в том числе на учебе, работе и других обычных занятиях; они боятся выходить на улицу, быть в окружении незнакомых лю­дей и др.;

- на психологическом: эмоциональное перенапряжение; глубокая депрессия; неспособность испытывать удовольствие; одиночество, отчужденность; страх за свою личную безопасность; могут стать нервозными и раздражительными; весьма обычны ночные кошмары, бес­сонница; сильная усталость; неумение сосредоточиться; проблемы с памятью; низкая самооценка, отсутствие самоуважения и ненависть к себе; часто испытывают чувство вины; необъяснимые приступы гнева, агрессии; импульсивность и др.;

- на физическом: резкие изменения веса (потеря или прибавление); жалобы на боли в животе; различные соматические заболевания (язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и др.); нахождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения и др.

- на социальном: недоверие к людям; склонность к уединению; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми; могут начать сторониться друзей, избегать встреч, отклонять приглашения в гости, на ве­черинки; ограничение общения и социальных связей; возможно антиобщественное или криминальное поведение и др.

В связи с участившимися случаями захвата заложников террористами выделяют еще один вид насилия, связанного с угрозой для жизни. К этому виду насилия относят также ограбление, разбойное нападение.

В этот период человек сталкивается с реальной угрозой смерти, в результате чего получает сильнейшую психическую травму.

Как отмечают Крюкова М.А. с соавт. (2003), человек, попавший в такую ситуацию, начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него; ему кажется, что мир наполнен негативными, роковыми случайностями; у него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Помощь потерпевшимот данного вида насилия, по мнению этих авторов, должна заключаться в следующем:

- помочь человеку отобразить свои чувства, связанные с пережитыми событиями, при беседе или в описании произошедшего в дневнике;

- важно показать человеку, что этот уникальный для него опыт, который он приобрел, может быть использован им в дальнейшей жизни;

- необходимо поощрять контакты человека с другими людьми, пережившими трагическую ситуацию.

В помощи нуждаются также и дети, которые пережили насилие или были свидетелями нанесения увечий взрослым.

Если говорить о насилии над детьми и подростками, то можно выделить три основных типа вовлеченности их в ситуацию насилия.

Первый тип насилия связан с непосредственной вовлеченностью ребенка в качестве объекта агрессивных действий с целью установления над ними своей власти.

Второй тип связан с непосредственной вовлеченностью ребенка в качестве объекта манипуляций, проявляющийся в форме использования детей для установления контроля над взрослой жертвой. Главной целью данного типа насилия является не ребенок, а взрослый.

Третий тип насилия связан с опосредованной вовлеченностью ребенка, наблюдающего за развитием ситуации, в которой присутствует насилие.

Важно отметить, что дети, являющиеся жертвами домашнего насилия, получают большую психологическую травму, приводящую к серьезным последствиям, в частности, к затруднениям в развитии.

По данным этих же авторов, ребенок испытывает такие же сильные эмоции, как и взрослый. Чаще всего реакция детей выражается в молчании и оцепенении. Дети могут считать себя виновными в случившемся, они могут постоянно возвращаться в своих мыслях к ситуации насилия. Дети, пережившие психотравмирующее событие, теряют жизненные ориентиры. Кроме того, для них пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии.

При оказании помощи таким детям рекомендуется:

- донести до ребенка то, что его опыт знаком другим детям, которые пережили подобные ситуации;

- создать безопасную атмосферу, которая поможет раскрыться ребенку и обсудить чувства, которые он испытывает;

- показать ребенку, что, его переживания, нормальны;

- в качестве методик арт-терапии использовать игры с песком, водой, глиной, рисование, которые благотворно влияют на снижение эмоционального напряжения детей;

Важным элементом помощи является также повышение самооценки ребенка, а также помощь в выстраивании жизненной перспективы (конкретные цели на конкретные сроки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: