Методика «цветовой тест отношений» (ред. И сост. И. Б. Дерманова)

Цель: предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к членам семьи.

Процедура:

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги А4 и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция:

1. Ребенка просят нарисовать свою семью.

2. Далее ребенку предлагается определить какому члену семьи подходит тот или иной цвет карточки.

3. После соотнесения цвета с членами семьи, ребенку предлагается осуществить выбор цветных карточек от наиболее приятного цвета к наименее приятному.

Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого члена семьи и отмечается порядок выбора цвета от наиболее приятного к наименее приятному.

Обработка результатов теста:

1. Интерпретируется рисунок семьи.

2. При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому члену семьи с номером выбора цвета. В выборке первые три цвета означают положительное отношение к члену семьи. Четвертый и пятый выбор - нейтральное отношение. Шестой, седьмой, восьмой – отрицательное отношение.

3. При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому члену семьи и эмоциональное значение этого цвета.

Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

- Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

- Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

- Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

- Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

- Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

- Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

- Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

- Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

- Добрый - желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

- Злой - черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни - ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

- Честный - желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

- Лживый - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

- Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет – они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

- Жадный - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

- Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

- Ленивый - коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: