П/з №3. Законы эволюции

Цель – охарактеризовать новую научную революцию, в ходе которой рождается постнеклассическая наука, познакомиться с теорией самоорганизации и тезисами междисциплинарной теории УИ.

1. Становление постнеклассической науки. Чем характеризуется постнеклассическая стадия развития науки в самом общем виде?

На каких эмпирических обобщениях основан универсальный эволюционизм? какие направления современной науки сыграли решающую роль в его утверждении? дайте им краткую характеристику. Какие общенаучные направления появились в науке?

Как изменилась методология науки? как сегодня видится роль человека?

2.Примеры самоорганизации и задачи синергетики. Теория диссипативных систем: законы и категории Что означает термин синергетика и что она изучает? Какие ключевые положения и задачи синергетики выделяет Г. Хакен?

Можно ли изменить степень упорядоченности системы, если воздействовать на неё извне?? Приведите примеры самоорганизации. Какую роль играет синергетика в методологии современной науки?

Раскрывая основные идеи и понятия теории диссипативных структур И. Пригожина. Почему с появлением синергетики (Г. Хакен) и неравновесной термодинамики (И. Пригожин) была нарушена не только временная, но и пространственная симметрия

Каковы условия самоорганизации диссипативных систем?

Что такое точка бифуркации и что она определяет?

Что обозначается терминами аттрактор, странный аттрактор?

Какие объекты являются фрактальными?

В чём состоят достижения и проблемы теорий самоорганизации?

3. Категории и модели универсальной истории. Проанализируйте кратко концепции эволюции Анаксагора, Эмпедокла, Г. Спенсера, В. Оствальда, А. Бергсона, П.Т. де Шардена, Э. Янча, Н.Н. Моисеева. Как они объясняли эволюцию? что считали критериями прогресса, какими категориями оперировали?

Какие важные для теории универсальной истории идеи привнесли общенаучные направления (теория систем, кибернетика, теория информации)?

Как происходила эволюция по Богданову? Почему постановка им проблемы неравновесного аспекта взаимодействий “система-среда” сегодня так важна? В каких моментах тектология Богданова предвосхитила общенаучные направления?

Какие варианты объяснения причин прогрессивных изменений существуют? Почему происходили прогрессивные изменения Универсума с точки зрения современного естествознания?

Какую роль в понимании причинности эволюционного прогресса играют законы самоорганизации и сохранения систем? Приведите примеры законов сохранения, к чему сводится их суть?

Из чего следует выводить развитие материи? Разберитесь с различием между устойчивым и неустойчивым неравновесием систем управления со средой. В чём смысл, драматизм, условие эволюции?

Вспомните закон роста энтропии и покажите диалектику созидательных и разрушительных процессов в эволюции. Какова в этом контексте природа эволюционных кризисов?

4. Причина и условие эволюции Критерии прогрессивной эволюции. Какими тремя векторами характеризуется универсальная эволюция с позиций междисциплинарной теории прогресса? Что является лейтмотивом прогрессивной эволюции?

К чему стремятся системы, и что происходит в результате конкуренции и отбора? Что требуется для сохранения неравновесного состояния?

Сформулируйте и объясните законы необходимого разнообразия У.Р. Эшби, иерархических компенсаций Е.А. Седова. Что в этом контексте означает переход на более высокую ступень развития? Чем определялся характер отбора в эволюции?

Что является важнейшим фактором самосохранения системы и генеральным направлением эволюции? Что впервые “почувствовал” Дж.К. Максвелл в 1871 году, введя в науку своего знаменитого “демона”?

Как можно доказывать имманентность “субъектных свойств” материальных систем? Что такое информация с позиций атрибутивной концепции? Почему проблема функционирования отражения в неживом мире одна из самых сложных? Существуют ли основания для гипотезы о слабых формах “сознания” в неживой материи?

Что такое отражение с эволюционной точки зрения? Как функционируют формы отражения в доорганических системах? Как следует понимать модель мира неживых объектов? Какие существуют формы отражения в мире живого?

Что есть Интеллект с позиций энерго-информационного подхода? Чем характеризуется высшая форма отражения, известная современной науке?

Темы докладов, к/р:

Активность материи и законы сохранения.

Вклад русских и коми мыслителей в становление постнеклассической науки.

Синергетика Г. Хакена.

“Демон” Максвелла: энергия и информация.

Диалектика созидания и разрушения в эволюции.

Законы кибернетики и теория УИ.

Идеи самоорганизации в современной науке.

Категории и законы синергетики.

Математизация в современной науке.

Общая теория систем: история и современность.

От “истинностного” мышления к модельной гносеологии.

Методология постнеклассической науки.

Проблема “сознания” в мире неживой материи.

Проблема прогресса в эволюции.

Роль моделирования в научном познании.

Самоорганизующаяся Вселенная Э. Янча.

Тектология А.А. Богданова.

Теория диссипативных систем И. Пригожина.

Типы управления и типы моделирования мира.

Теория универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

Феномен человека П.Т. Шардена.

Эволюция форм отражения: от “элементарных” частиц до живых организмов.

Энтропия и информация (по Е.А. Седову).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: