Цель – познакомиться со спецификой научного способа познания мира, разобраться с античными и классическими принципами научного познания, устройства мира.
1. Наука: определения, критерии, проблемы. Определение науки. Место науки в духовной культуре общества. Охарактеризуете основные этические ценности мира науки. В чем заключается необходимость особых этических требований к деятельности ученого? Каковы функции, цель науки в обществе? чем характеризуется научный метод? какова специфика естественнонаучных методов и методов гуманитарных наук?
Какие ненаучные формы знания существуют. Каковы критерии научного знания. В чем суть принципа фальсификации? С какими проблемами сталкивается современная наука? Какова роль науки в современном обществе, культуре? Чего наука “не знает”?
2. Структура научного познания. Достоинства и недостатки различных гносеологических концепций. Почему ошибочно представление о существовании только двух элементов в познании (субъекта и объекта)?
|
|
Каковы структура и этапы научной деятельности?
В чём суть современной деятельностной концепции научного познания? Объясните синтетический характер данной концепции познания, покажите диалектику субъективного и объективного в практике и научном познании. Что есть истина при таком подходе? Сравните деятельностную концепцию гносеологии с эволюционной эпистемологией.
Разберитесь со структурой эмпирического и теоретического уровней научного познания. Покажите, что уровни научного знания отличаются по предмету, методам и формам. В чём состоит принципиальное ограничение эмпирического знания?
Нужно ли пытаться любое научное исследование связать с современными гносеологическими моделями? Почему фундаментальное исследование характеризуется выдвижением гипотезы? Что такое гипотеза и как она строится? Приведите примеры.
3. Естествознание и гуманитарное научное знание. На чём основано разделение науки, когда и почему оно возникает?
Разберитесь с предметом и структурой естествознания, отвечая на вопросы: что означает слово естествознание? из каких основных разделов оно состоит и что изучает? чем характеризуется естественнонаучный метод исследования в самом общем виде?
Раскрывайте структуру гуманитарного научного знания: что является предметом исследования гуманитарных наук, какие науки считаются гуманитарными?
Проиллюстрируйте конкретными примерами абсурдность, опасность разделения науки, культуры. Какую роль в обострении общецивилизационного кризиса сыграла ориентация на узкую специализацию, потеря целостного видения мира?
|
|
Есть ли сегодня предпосылки для интеграции научного знания в одну науку?
4. Наука в эпоху античности и средневековья. Какие существуют точки зрения по вопросу о возникновении науки? Почему культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования?
С чем был связан переход к науке в собственном смысле слова? Каково значение концепций древнегреческих мыслителей для дальнейшего развития науки? Приведите конкретные примеры.
Чем характеризуется античная наука в целом? Почему греки “не смогли открыть экспериментального метода”?
Раскройте физические представления Аристотеля: что характерно для чувственного мира? каково естественное состояние тел? почему тела движутся? что такое пространство и время? почему мир разделён на подлунный и надлунный? в чём суть учения о цели?
Какими были “научные” знания о природе в средние века? Приведите примеры творцов и их достижений.
5. Принципы классического естествознания. В чём состояло значение открытий Коперника-Бруно-Кеплера? Почему физические представления Аристотеля долгое время рассматривались как окончательные и не подлежащие критике?
Каким должен быть научный метод по Г. Галилею? Какие эксперименты проводил Галилей, и какие законы сформулировал?
Объясните: из чего исходил Р. Декарт, устанавливая принципы классической рациональности? что это за принципы? каковы были гносеологические следствия правил познания Декарта? как он рассматривал тела людей, животных?
На каких философских и естественнонаучных принципах основывался И. Ньютон при построении механической картины мира? Почему из классической физики “было изгнано время”? Какой была система понятий Ньютона? Почему И. Кант не согласился с существованием абсолютного пространства и абсолютного времени в системе Ньютона? Что под пространством и временем понимал Кант? Какую природу описывала система определений и аксиом Ньютона?
Темы докладов, к/р:
Античная наука: характеристика и творцы.
Галилей и современное естествознание.
Естествознание в эпоху Возрождения.
Каким видел мир И. Ньютон?
“Наука” в средние века.
Наука и религия: возможен ли диалог?
Природа научных революций (по Т. Куну).
Природа научного метода исследования.
Наука и ненаучные формы познания реальности: проблема демаркации.
Отражение действительности в науке и искусстве (сравнительный анализ).
Пифагор и “мистика чисел”.
Пространство и время в теориях Канта и Ньютона.
Роль науки в современной культуре.
Современная философия науки: теории и творцы.
Учение Р. Декарта о двух субстанциях.
Учения Древнего Востока с позиций современной науки.
Эволюционные догадки Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла.