Тестовые задания по теме. 4) от одного до нескольких

1) ЧИСЛО ДИФФЕРОНОВ КЛЕТОК В ТКАНИ:

1) один

2) от двух до четырех

3) от трех до пяти

4) от одного до нескольких

2) ТКАНЬ ОБЛАДАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ, БЛАГОДАРЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ:

1) монопольной

2) кооперативной

3) интегральной

4) смешанной

3) СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ВСЕГДА:

1) уже свойств отдельно взятых её элементов

2) шире свойств отдельно взятых её элементов

3) не совпадают со свойствами отдельно взятых её элементов

4) не зависит от свойств ее элементов

4) МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО ПРЕДСТАВЛЕНО:

1) гликопротеинами, протеогликанами и межтканевой жидкостью

2) волокнистыми элементами

3) основным веществом и производными клеток

4) основным веществом и волокнистыми элементами

5) К НЕКЛЕТОЧНЫМ СТРУКТУРАМ ОТНОСЯТСЯ:

1) симпласты

2) синцитий

3) синцитий, симпласты, межклеточное вещество

4) симпласты, волокнистые элементы

6) К ПОСТКЛЕТОЧНЫМ СТРУКТУРАМ ОТНОСЯТСЯ:

1) вещества, производимые клетками

2) бывшие клетки, потерявшие часть признаков

3) остатки погибающих или погибших клеток

4) таких не бывает

7) СОСТАВ БАЗАЛЬНОЙ МЕМБРАНЫ:

1) липиды и коллагеновые волокна

2) углеводы и коллаген третьего типа

3) матрикс и коллаген четвертого типа

4) коллаген второго типа и полисахаридный комплекс

8) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ РАЗВИТИЯ КЛЕТОК НА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ:

1) специализация

2) дифференцировка

3) детерминация

4) потенция

9) ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТЕНЦИЙ ПРИ ДЕТЕРМИНАЦИИ СВЯЗАНО С БЛОКИРОВАНИЕМ:

1) отдельных компонентов генома клеток

2) всего генома клеток

3) генома, ответственного за пластические процессы

4) генома, ответственного за метаболизм

10) ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ:

1) дифференцировка

2) специализация

3) коммитирование

4) блокирование

11) ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ, ЗАПУСКАТЬ КАКОЙ-ЛИБО ПРОЦЕСС:

1) пролиферация

2) детерминация

3) потенция

4) специализация

12) КЛЕТКИ В ЗАРОДЫШЕВЫХ ЛИСТКАХ:

1) уже детерминированы

2) ещё не детерминированы

3) частично детерминированы

4) в них отсутствуют процессы детерминации

13) ТКАНИ ОБЪЕДИНЕНЫ В 4 МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НА ОСНОВАНИИ СХОДСТВА:

1) источников развития и морфологии

2) источников развития, морфологических и функциональных признаков

3) морфологических и функциональных признаков

4) морфологических признаков

14) МЕТАПЛАЗИЯ ОБОЗНАЧАЕТ:

1) разрастание однотипной ткани

2) разрастание разнотипных тканей

3) дегенерация ткани

4) превращение одной ткани в другую в рамках одного типа

15) ПРИМЕР МЕТАПЛАЗИИ:

1) превращение нейроглии в соединительную ткань

2) замещение цилиндрических железистых клеток гладкими миоцитами

3) превращение жировых клеток в фибробласты

4) превращение многорядного эпителия в многослойный

16) В ЭВОЛЮЦИИ ТКАНЕЙ ДИВЕРГЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС – ЭТО ПРОЦЕСС:

1) слияния тканей, развившихся из разных эмбриональных зачатков

2) приобретения тканями разных функциональных свойств

3) расхождения тканей, развивающихся из одного эмбрионального зачатка, приобретение ими разных морфофункциональных свойств

4) расхождения тканей, развивающихся из разных эмбриональных зачатков, приобретение ими схожих морфофункциональных свойств

17) КОНЦЕПЦИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО РАЗВИТИЯ ТКАНЕЙ В ФИЛО - И ОНТОГЕНЕЗЕ БЫЛА СФОРМУЛИРОВАНА:

1) А.В. Румянцевым

2) А.А. Заварзиным

3) А.А. Максимовым, А.А. Заварзиным

4) Н.Г. Хлопиным

18) НАИБОЛЬШИЙ ВКЛАД В РАЗРАБОТКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГИСТОЛОГИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ ВНЕС:

1) А.А. Максимов

2) Ф.М. Лазаренко

3) А.В. Румянцев

4) В.П. Михайлов

19) ТЕОРИЮ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ РЯДОВ (В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ В РАЗНЫХ ВЕТВЯХ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКОГО ДЕРЕВА ВОЗНИКАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО, КАК БЫ ПАРАЛЛЕЛЬНО, ОДИНАКОВО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТКАНИ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ СХОДНЫЕ ФУНКЦИИ) УСТАНОВИЛ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕНЫЙ:

1) В.П. Михайлов

2) А.А. Заварзин

3) А.А. Максимов

4) Н.Г. Хлопин

20) ЗАКОНОМЕРНОСТЬ О ТОМ, ЧТО СХОДНЫЕ ТКАНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ ВОЗНИКАЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО В ХОДЕ ДИВЕРГЕНТНОГО РАЗВИТИЯ, ВЫВЕЛИ УЧЕНЫЕ:

1) Н.Г. Хлопин

2) А.А. Заварзин

3) А.А. Браун, В.П. Михайлов

4) Ф.М. Лазаренко, А.В. Румянцев, А.А. Максимов

21) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ТКАНЕЙ КОНТРОЛИРУЕТСЯ РЕГУЛЯТОРНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ГОМЕОСТАЗА НА СОБСТВЕННОМ ТКАНЕВОМ УРОВНЕ:

1) кейлонами

2) генотропными активаторами

3) нервной и эндокринной системами

4) нервной, гуморальной и эндокринной системам

22) ТКАНЕВОЙ ГОМЕОСТАЗ В ОРГАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

1) межтканевые отношения

2) межорганные отношения

3) структурные взаимосвязи

4) сохранение общей массы клеток и их соотношений

23) ДЕТЕРМИНАЦИЯ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК НАЧИНАЕТСЯ:

1) в период дробления зиготы

2) в конце первой фазы гаструляции

3) в конце второй фазы гаструляции

4) в период нейруляции

24) НЕДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ:

1) полипотентны

2) полуполипотентны

3) унипотентны

4) не обладают потентностью

25) СОВОКУПНОСТЬ КЛЕТОК, РАЗВИВАЮЩИХСЯ ИЗ ОДНОГО ВИДА СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК:

1) процесс специализации

2) стволовой дифферон

3) процесс гаструляции

4) процесс гомеостаза

26) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ КЛЕТКИ ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК И КЛЕТОК-ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ:

1) гормоны

2) кейлоны

3) ингибиторы

4) диффероны

27) ВЫБОР ПУТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ КЛЕТОК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

1) кейлонами

2) генными активаторами

3) межклеточными взаимодействиями

4) стволовыми дифферонами

28) ПРОЦЕСС, ПРОИСХОДЯЩИЙ В ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ КЛЕТКАХ НА КОНЕЧНЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ И ОБРЕТЕНИЯ ФУНКЦИИ, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ:

1) регенерации

2) специализации

3) дегенерации

4) реабилитаци

29) ВИДЫ РЕГЕНЕРАЦИИ:

1) репаративная

2) физиологическая

3) физиологическая и репаративная

4) клеточная, физиологическая, репаративная, внутриклеточная

30) ВЫДЕЛЯЮТ РЕГЕНЕРАЦИЮ НА УРОВНЯХ:

1) субклеточном

2) клеточном, тканевом

3) тканевом, органном

4) клеточном, тканевом, органном

31) ВОЗМОЖНОСТИ РЕГЕНЕРАЦИИ С ВОЗРАСТАНИЕМ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ:

1) повышаются

2) снижаются

3) не изменяются

4) повышаются незначительно

32) В ТКАНЯХ, ГДЕ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК НЕТ, РЕГЕНЕРАЦИЯ ВОЗМОЖНА ЛИШЬ НА УРОВНЯХ:

1) внутриклеточном

2) тканевом

3) органном

4) системном

33) В ТКАНЯХ, ГДЕ ВЫНУЖДЕННОЙ ГИБЕЛИ КЛЕТОК НЕ ПРОИСХОДИТ, СТВОЛОВЫЕ И ПОЛУСТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ:

1) не имеются

2) имеются

3) не имеются только в отдельных тканях

4) имеются только в отдельных тканях

34) ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ КЛЕТКАМИ И ТКАНЯМИ, ИЗМЕНЕНИЯ ИХ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ ОСОБИ, ПРИВОДЯЩИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛЕТОК, ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ:

1) детерминация

2) индукция

3) метаплазия

4) дифференцировка

35) В ОСНОВЕ МОРФОГЕНЕЗА ЛЕЖИТ:

1) индукция

2) дифференцировка

3) регенерация

4) компетенция

36) ДИФФЕРЕНЦИРОВКА ВЫРАЖАЕТСЯ:

1) в приобретении клетками специальных органоидов

2) в изменении строения и функциональных свойств клеток

3) в дезинтеграции цитоскелета клеток

4) в наличии импринтинга

37) СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОСЕДНИХ КЛЕТОК – ЭТО:

1) адгезия

2) детерминация

3) индукция

4) дифференцировка

38) РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМЫ КЛЕТОК, ИХ СПОСОБНОСТИ К СОЕДИНЕНИЮ ДРУГ С ДРУГОМ И ДВИЖЕНИЮ В ХОДЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ ИГРАЮТ:

1) псевдоподии

2) цитоскелет и гликокаликс

3) гликопротеидный комплекс клеточной мембраны

4) адгезия

39) ФОРМИРОВАНИЕ В РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ У ОСОБИ УСТОЙЧИВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ К ВНЕШНИМ СТИМУЛАМ:

1) аутотренинг

2) адаптация

3) импринтинг (запечатление)

4) конвергенция

40) ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ:

1) индукция

2) интеграция

3) интерпретация

4) интродукция

41) УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ:

1) молекулярный, клеточный

2) молекулярный, клеточный, тканевой

3) молекулярный, клеточный, тканевой, органный

4) молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, надорганизменный

42) ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОРГАНИЗМА, В ХОДЕ КОТОРОГО ОДНА ЧАСТЬ, ПРИХОДЯ В КОНТАКТ С ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ, ОПРЕДЕЛЯЕТ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДНЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) интеграция

2) индукция

3) конвергенция

4) интеркаляция

43) СПОСОБНОСТЬ КЛЕТОК ЗАРОДЫША ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ РЕАГИРОВАТЬ НА ВЛИЯНИЕ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ ЗАРОДЫША ОБРАЗОВАНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРУКТУР ИЛИ ДИФФЕРЕНЦИРОВКОЙ, ВОЗНИКАЮЩАЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) индукция

2) коммитирование

3) компетенция

4) дифференцировка

44) НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ СХОДНЫХ ПРИЗНАКОВ У РАЗНЫХ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ К СХОДНЫМ УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) интеграция

2) дифференцировка

3) специализация

4) конвергенция

5.2. Основные понятия и положения темы:

1. Гранула азурофильная

2. Гранула базофильная

3. Гранула нейтрофильная

4. Гранулоцит базофильыый

5. Гранулоцит нейтрофильный

6. Гранулоцит нейтрофильный сегментоядерный

7. Гранулоцит нейтрофильный

8. Гранулоцит эозинофильный (ацидофильный)

9. Лейкоцит зернистый (гранулоцит)

10. Лейкоцит незернистый (агранулоцит)

11. Лимфоцит

12. Моноцит

Исходными знаниями служат сведения, полученные при изучении основных этапов эмбрионального развития. Используя материал учебника по гистологии, лекционный материал следует изучить источники развития мезенхимы, знать какие ткани развиваются из нее. Изучая тему «Кровь», необходимо отметить, что эта ткань относится к группе опорно-трофических тканей и обеспечивает своими многообразными функциями внутреннюю среду организма (гомеостаз). Изучить физико-химический состав плазмы крови, затем перейти к изучению форменных элементов крови, используя. Необходимо обратить внимание на многообразие клеточных форм крови. Более детальное изучение клеток крови начать со строения и функций эритроцитов. Обратить внимание на форму клеток, отсутствие в них ядра, большое количество включений гемоглобина, наличие остатков органоидов в виде зернистости у молодых форм эритроцитов - ретикулоцитов.

Связать строение эритроцитов с их функцией. Затем следует перейти к изучению лейкоцитов. Подробно разобрать классификацию лейкоцитов. Запомнить, что все лейкоциты делятся на зернистые (гранулоциты) и незернистые (аграну-лоциты). Изучить морфологию гранулоцитов и их функциональное назначение. Запомнить, что сегментоядерные нейтрофильные лейкоциты осуществляют неспецифическую антибактериальную защиту, фагоцитируют бактерии, выделяют бактерицидные вещества Эозинофильные лейкоциты фагоцитируют бактерии, обезвреживают перекиси и токсины, снимают сосудорасширяющее действие гистамина. Базофильные лейкоциты могут фагоцитировать бактерии, препятствуют свертыванию крови, способствуют расширению кровеносных сосудов.

Изучить морфологию агранулоцитов, запомнить, что моноциты фагоцитируют в крови, при выселении в соединительную ткань пре­вращаются в макрофаги.

Лимфоциты делятся на Т-лимфоциты - осуществляющие реакции специфического клеточного иммунитета, после встречи с чужеродными клетками и антигенами, превращаясь в эффекторы.

В-лимфоциты - осуществляют неспецифический гуморальный иммунитет. После встречи с антигеном превращаются в антителообразующие клетки.

К форменным элементам крови относятся кровяные пластинки. Они представляют собой осколки цитоплазмы гигантских клеток костного мозга -мегакариоцитов. Кровяные пластинки участвуют в свертывании крови, ретракции сгустка крови, снижают проницаемость сосудов.

Изучив строение и функции клеточных элементов крови, следует перейти к изучению процесса образования их в кроветворных органах. Постэмбриональный гемопоэз протекает в красном костном мозге, где из стволовых клеток, путем митотических делений и дифференцировки в условиях тесных контактов со стромой костного мозга формируются зрелые форменные элементы крови. Различают 6 этапов и соответственно 6 классов клеток в процессе кроветво­рения: клетки первых 4-х классов морфологически не идентифицируются, а два последних (5 и 6) включают в себя клетки легко отличимые под микроскопом.

I класс - стволовые клетки - самоподдерживающаяся популяция.

П класс - полустволовые клетки - частично детерминированные полипо-тентные клетки - предшественники, обладающие ограниченной возможно­стью к самоподдержанию.

III класс - унипотентные клетки - предшественники каждого из рядов дифференцировки форменных элементов крови.

IV класс - пролиферирующие клетки типа бластов, детерминированные в направлении образования лишь одного типа клеток.

V класс - созревающие клетки, не способные к делению.

VI класс - зрелые клетки, не способные к делению.

5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений
Препарат №25. Мезенхима зародыша цыпленка. Окраска: г.+э. 1. Клетка мезенхимы: а) тело клетки; б) отростки; 2. Межклеточное вещество
Препарат №26. Мазок крови человека. Окраска: по Романовскому-Гимза. Демонстрационный препарат. Препарат №26. Мазок крови человека. Окраска: г.+э. 1. Эритроциты. 2. Нейтрофилы. 3. Лимфоциты. 4. Эозинофил. 5. Базофил. 6. Моноцит. 7. Тромбоцит.

5.4 Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1.Определение понятия «ткань». Классификация тканей.

2. Какие ткани входят в опорно-трофическую группу, их источник развития?

3. Дать определение стволовому дифферону.

4. Какими структурами синтезируются кейлоны, их действие?

5. Определение понятия «регенерация ткани». Перечислить уровни и виды регенерации.

6. Источники развития, строение и функции мезенхимы.

7. Производные мезенхимы.

8. Дать морфофункциональную характеристику ткани «кровь», перечислить ее функции.

9. Плазма крови, ее физико-химический состав.

10. Форменные элементы крови, их классификация.

11. Нейтрофильный лейкоцит, строение, функция, процентное содержание.

12. Эозинофильный лейкоцит, строение, функция, процентное содержание.

13. Базофильный лейкоцит, строение, функция, процентное содержание.

14. Лимфоциты В и Т – строение, функция, процентное содержание.

15. Моноцит, строение, функция, процентное содержание.

16. Что такое гемограмма, как она выглядит у здорового человека?

17. Что такое лейкоцитарная формула? Сдвиг влево, сдвиг вправо.

18. Морфологическая характеристика эритроцитов. Ретикулоциты.

19. Морфологическая характеристика тромбоцитов, их образование.

-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: