Орган вкуса

1. Вкусовая пора

2. Вкусовая почка

3. Микроворсинка

4. Эпителиоцит вкусовой сенсорный

5. Эпителиоцит поддерживающий

6. Эпителиоцит базальный

При подготовке к занятию по данной теме уделите внимание классифи­кации органов чувств. Необходимо уметь дать чёткое объяснение тому, что означает «первично-чувствующие» и «вторично-чувствующие» органы чувств и привести примеры.

Разбирая строение органа зрения, необходимо назвать оболочки глазного яблока. Снаружи глазное яблоко покрыто фиброзной оболочкой, состоящей из склеры и роговицы. На занятии разбираете строение роговицы по препарату.

Обратите внимание на строение задней стенки глаза, так как на занятии будете изучать по препарату тканевые компоненты, образующие заднюю стенку глаза. В её состав входят: склера, сосудистая оболочка и сетчатка, имеющая 10 слоев и состоящая из цепи трёх нейронов. Тела нейронов и их отростки (аксоны и дендриты) образуют определённые слои сетчатки.

К первично-чувствующим, кроме органа зрения, относится орган обоня­ния, имеющий три разновидности клеток.

Ко вторично-чувствующим органам чувств относятся орган слуха, равновесия и вкуса.

Очень важно хорошо разобраться в строении органа слуха, чтобы понять механизм образования звуков, которые мы слышим.

Также, интересно узнать, где располагаются рецепторные клетки, кото­рые принимают участие в гравитации, линейном ускорении, вибрации и по­воротах тела, головы.

Орган вкуса, расположенный в толще эпителия боковых стенок желобоватых, листовидных и шляпках грибовидных сосочков языка, состоит из трёх разновидностей клеток и представлен вкусовыми почками.

5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений
Препарат № 148. Роговица. Окр.: г.+э. Комбинируя малое и большое увеличение найти и зарисовать: 1. Передний эпителий. 2. Переднюю пограничную мембрану. 3. Собственное вещество. 4. Заднюю пограничную мембрану. 5. Задний эпителий.
Препарат 151. Задняя стенка глаза. Окр.: г.+э. Найти на малом увеличении склеру, сосудистую и сетчатую оболочки. На большом увеличении изучить и зарисовать: I. Склера: 1) пучки коллагеновых волокон; 2) ядра фибробластов; II. Сосудистая оболочка: 3) кровеносные сосуды; 4) рыхлая соединительная ткань; 5) пигментные клетки; III. Сетчатка 6) пигментный слой; 7) слой колбочек и палочек (периферические отростки фоторецепторных клеток); 8) наружный ядерный слой (ядросодержащие части фоторецепторных клеток); 9) наружный сетчатый слой (нейриты фоторецепторных клеток +дендриты биполярных клеток); 10) внутренний ядерный слой (ядросодержащие части биполярных клеток, горизонтальных клеток)

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1. Укажите источники развития органов чувств, и их классификацию.

2. Назовите оболочки глазного яблока.

3. В состав какой оболочки глазного яблока входит роговица? К какому аппарату глаза относится роговица? Перечислите слои роговицы и её функции.

4. Сосудистая оболочка, строение, функция.

5. Строение сетчатки, её функция.

6. Нейронный состав сетчатки.

7. Строение, функция и особенности фоторецепторных клеток сетчатки.

8. Строение и функция пигментного слоя сетчатки.

9. Источники развития, строение и функция органа обоняния.

10. Источники развития органа слуха, равновесия, вкуса.

11. Что такое кортиев орган и где он расположен?

12. Чем образованы стенки перепончатого лабиринта улитки?

13. Назовите опорные клетки кортиева органа.

14. Дайте характеристику волосковым (рецепторным) клеткам кортиева органа.

-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: