1. Вкусовая пора
2. Вкусовая почка
3. Микроворсинка
4. Эпителиоцит вкусовой сенсорный
5. Эпителиоцит поддерживающий
6. Эпителиоцит базальный
При подготовке к занятию по данной теме уделите внимание классификации органов чувств. Необходимо уметь дать чёткое объяснение тому, что означает «первично-чувствующие» и «вторично-чувствующие» органы чувств и привести примеры.
Разбирая строение органа зрения, необходимо назвать оболочки глазного яблока. Снаружи глазное яблоко покрыто фиброзной оболочкой, состоящей из склеры и роговицы. На занятии разбираете строение роговицы по препарату.
Обратите внимание на строение задней стенки глаза, так как на занятии будете изучать по препарату тканевые компоненты, образующие заднюю стенку глаза. В её состав входят: склера, сосудистая оболочка и сетчатка, имеющая 10 слоев и состоящая из цепи трёх нейронов. Тела нейронов и их отростки (аксоны и дендриты) образуют определённые слои сетчатки.
К первично-чувствующим, кроме органа зрения, относится орган обоняния, имеющий три разновидности клеток.
|
|
Ко вторично-чувствующим органам чувств относятся орган слуха, равновесия и вкуса.
Очень важно хорошо разобраться в строении органа слуха, чтобы понять механизм образования звуков, которые мы слышим.
Также, интересно узнать, где располагаются рецепторные клетки, которые принимают участие в гравитации, линейном ускорении, вибрации и поворотах тела, головы.
Орган вкуса, расположенный в толще эпителия боковых стенок желобоватых, листовидных и шляпках грибовидных сосочков языка, состоит из трёх разновидностей клеток и представлен вкусовыми почками.
5.3 Перечень практических умений по дисциплине:
Объект изучения | Наименование практических умений |
Препарат № 148. Роговица. Окр.: г.+э. | Комбинируя малое и большое увеличение найти и зарисовать: 1. Передний эпителий. 2. Переднюю пограничную мембрану. 3. Собственное вещество. 4. Заднюю пограничную мембрану. 5. Задний эпителий. |
Препарат 151. Задняя стенка глаза. Окр.: г.+э. | Найти на малом увеличении склеру, сосудистую и сетчатую оболочки. На большом увеличении изучить и зарисовать: I. Склера: 1) пучки коллагеновых волокон; 2) ядра фибробластов; II. Сосудистая оболочка: 3) кровеносные сосуды; 4) рыхлая соединительная ткань; 5) пигментные клетки; III. Сетчатка 6) пигментный слой; 7) слой колбочек и палочек (периферические отростки фоторецепторных клеток); 8) наружный ядерный слой (ядросодержащие части фоторецепторных клеток); 9) наружный сетчатый слой (нейриты фоторецепторных клеток +дендриты биполярных клеток); 10) внутренний ядерный слой (ядросодержащие части биполярных клеток, горизонтальных клеток) |
5.4. Итоговый контроль знаний:
|
|
-ответы на вопросы.
1. Укажите источники развития органов чувств, и их классификацию.
2. Назовите оболочки глазного яблока.
3. В состав какой оболочки глазного яблока входит роговица? К какому аппарату глаза относится роговица? Перечислите слои роговицы и её функции.
4. Сосудистая оболочка, строение, функция.
5. Строение сетчатки, её функция.
6. Нейронный состав сетчатки.
7. Строение, функция и особенности фоторецепторных клеток сетчатки.
8. Строение и функция пигментного слоя сетчатки.
9. Источники развития, строение и функция органа обоняния.
10. Источники развития органа слуха, равновесия, вкуса.
11. Что такое кортиев орган и где он расположен?
12. Чем образованы стенки перепончатого лабиринта улитки?
13. Назовите опорные клетки кортиева органа.
14. Дайте характеристику волосковым (рецепторным) клеткам кортиева органа.
-решение ситуационных задач.