(Выбрать один правильный ответ).
11. ТИП ЭПИТЕЛИЯ В ТЕРМИНАЛЬНОЙ БРОНХИОЛЕ:
1) многорядный призматический мерцательный
2) многослойный призматический реснитчатый железистый
3) однорядный кубический
4) двурядный призматический реснитчатый
12. ВИД КЛЕТОК, ОБРАЗУЮЩИХ СТЕНКУ АЛЬВЕОЛЫ:
1) альвеоциты 1 типа
2) альвеоциты 4 типа
3) альвеоциты 3 типа
4) макрофаги
13. К ПРОИЗВОДНЫМ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТСЯ:
1) тельца мейснера, ногти
2) тельца мейснера, волосы
3) тельца фатера-пачини, потовые железы
4) ногти, волосы, потовые железы
14. ОСНОВНАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СУРФАКТАНТА:
1) повышает поверхностное натяжение в альвеолах
2) снижает поверхностное натяжение в альвеолах
3) регулирует водный режим поверхности альвеол
4) снижает поверхностное натяжение в альвеолах, поддерживает нормальную проницаемость аэрогематического барьера и стабилизирует альвеолярную поверхность
15. ХРЯЩИ В СТЕНКАХ БРОНХОВ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НА УРОВНЕ:
1) субсегментарного бронха
2) терминальной бронхиолы
|
|
3) долькового бронха (малого)
4) долевого бронха
16. СЛОЙ ЭПИДЕРМИСА, В КОТОРОМ ЛОКАЛИЗУЮТСЯ МЕЛАНОЦИТЫ:
1) роговой
2) блестящий
3) зернистый
4) базальный
17. СЛОИ КОЖИ:
1) эпидермис, гиподерма
2) эпидермис, дерма, гиподерма
3) эпидермис, дерма
4) дерма, гиподерма
18. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КЛЕТОК МЕРКЕЛЯ В КОЖЕ:
1) мезодермальное (из мезенхимы дермы)
2) энтодермальное
3) нейральное
4) эктодермальное
19. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОКРИНОВЫХ ПОТОВЫХ ЖЕЛЕЗ:
1) альвеолярные
2) альвеолярно-трубчатые
3) простые трубчатые железы
4) сложные альвеолярные железы
20. ХАРАКТЕРИКА АПОКРИНОВЫХ ПОТОВЫХ ЖЕЛЕЗ:
1) простые трубчатые
2) простые альвеолярные
3) простые альвеолярно-трубчатые
4) сложные альвеолярные
5.2. Основные понятия и положения темы:
1. Альвеола легочная
2 Альвеолярный мешочек
3. Ацинус легочный
4. Большая клетка (альвеолоцит)
5 Бронхиола дыхательная
6. Бронхиола концевая
7. Волосы
8. Дерма
9. Дыхательная клетка (альвеоло цит 1-го типа)
10. Кожа
11. Межальвеолярная перегородка 2-го типа)
12. Меланоцит
13. Ноготь
14. Подкожная (клетчатка) основа
15. Сетчатый слой
16. Сосочковый слой
17. Фагоцит альвеолярный
При изучении данной темы необходимо проследить стадии развития органов дыхания. Первая закладка лёгкого появляется к концу третьей недели. К 6 мес. заканчивается эмбриогенез легочно-бронхиального дерева и в дальнейшем количество бронхов увеличивается незначительно, однако добавочные ветвления наблюдаются и после рождения. Необходимо усвоить, что к концу внутриутробного периода морфологическое строение легких достигает той степени развития, которая обеспечивает их способность к осуществлению газообмена, реализующуюся после рождения. Альвеолы в течение эмбрионального периода имеют вид спавшихся пузырьков с незначительным просветом. С рождением ребенка усложняется альвеолярная система, увеличивается количество альвеол (1/3 от количества альвеол взрослого), уплощаются респираторные клетки альвеол. Не закончившаяся дифференцировка органов дыхания у детей, их малые размеры оказывают большое влияние на частоту их заболеваний и характер течения болезни.
|
|
Затем необходимо изучить классификацию органов дыхания, состоящих из воздухоносных путей и респираторных отделов, где осуществляется газообмен. Воздухоносные пути относятся к слоисто-оболочечным органам, их стенка имеет слои: слизистую оболочку, подслизистую основу, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки. В зависимости от локализации воздухоносные трубочки имеют особенности строения. Следует обратить внимание на понятие «ацинус» - это структурно-функциональная единица респираторного отдела лёгких. В стенках структур ацинуса располагаются альвеолы.
Непосредственно газообмен происходит через структуры аэрогематического барьера. Изучая данный вопрос, следует обратить внимание на значение сурфактантного комплекса - тонкой плёнкой выстилающего изнутри стенки альвеол. В заключении нужно уяснять защитные барьеры дыхательной системы и их функциональное значение. Далее следует рассмотреть строение кожи. Уяснить, что кожа как орган выполняет многообразные функции, выделить важнейшие из них: ограничительную, защитную, обменную, экскреторную, теплообменную, функцию депонирования крови, а также функцию кожи как органа чувств. Обязательно, разбирая строение кожи, следует подчеркнуть органный, многотканевой принцип. Целесообразно повторить материал общей гистологии: однослойный и многослойный эпителий, рыхлую соединительную ткань, плотную неоформленную соединительную ткань, железы.
В коже выделяют два отдела: эпидермис и дерму, имеющие свои источники развития.
Эпидермис, представлен многослойным плоским ороговевающим эпителием, состоящим из нескольких клеточных дифферонов. Каждый дифферон имеет свой источник развития и функциональное значение. Далее следует изучить строение дермы, состоящей из сосочкового слоя, сетчатого и подкожно-жировой клетчатки. Рассматривая сетчатый слой кожи, следует отметить, что именно он, в основном, придаёт коже прочность. Кожа испытывает воздействие сил разного направления и для обеспечения максимальной прочности необходимы пучки коллагеновых волокон, идущих в разных направлениях. Обратить внимание на обилие сосудов в дерме, особенно много капилляров в сосочковом слое. В дерме находится 2 сосудистых сплетения — поверхностное (в сосочковом слое) и глубокое (в сетчатом слое). Такое строение сосудов обеспечивает не только трофику, но и выполнение других функций: теплоорегуляции и депонирования крови. Далее необходимо вспомнить чувствительные нервные окончания кожи: тельца Мейснера и Фатер-Пачини.
Изучить строение потовых и сальных желёз. В заключении следует обратить внимание на многообразные функции кожи, самого большого по площади органа.
5.3 Перечень практических умений по дисциплине:
Объект изучения | Наименование практических умений |
Препарат №110. Легкое. Окраска: г.+э. | Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении: I.Сегментарный бронх. 1. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б)собственная пластинка; в)мышечная пластинка. 2. Подслизистая оболочка: а) пакеты секреторных отделов желез. 3. Фиброзно-хрящевая оболочка. а)пластинки гиалинового хряща. 4. Адвентициапьная оболочка. а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б)кровеносные сосуды. II Субсегментпрный бронх. 5. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б) собственная пластинка; в) мышечная пластинка. 6. Подслизистая оболочка. а) концевые отделы желез. 7. Фиброзно-хрящевая оболочка: а)островки эластического хряща. 8. Адвентициальная оболочка: а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б) кровеносные сосуды. III.Малый бронх. 9. Слизистую оболочку: а) однослойный кубический эпителий; б) собственная пластинка; в) мышечная пластинка. 5. Адвентициальная оболочка. а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б) кровеносные сосуды. |
Схема строения ацинуса, рис.231 (стр.537) | Определить и зарисовать: 1 -респираторные бронхи 1-го порядка. 2- респираторные бронхи II-го порядка. 3- респираторные бронхи Ш-го порядка. 4-альвеолярные ходы. 5-альвеолярные мешочки. |
Препара№113. Кожа пальцев. Окраска:.г.+э. | При малом увеличении найти: I-эпидермис. II - дерма III - подкожно-жировая клетчатка. При большом увеличении. Эпидермис: 1) базальный слон 2) слой шиповатых клеток 3) зернистый слой 4) блестящий слой 5) слой роговых чешуек. Дерма: 6) сосочковый слой; 7) сетчатый слой; 8) пучки коллагеновых волокон; 9) концевые отделы потовых желез; 10) выводные протоки потовых желез; 11) кровеносные сосуды. Подкожно-жировая клетчатка: 13) обезжиренные липоциты. |
Препарат №108. Трахея. Окраска: г.+э. | Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении оболочки трахеи: 1. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б) собственную пластинку; в) эластические волокна собственной пластинки. 2. Подслизистая оболочка: а) концевые отделы желез; б) выводные протоки желез; в) эластические волокна; г) кровеносные сосуды. 3. Фиброзно-хрящевая оболочка: а) надхрящница; б) зона молодого хряща; в) зона зрелого хряща; 4. Адвентициальная оболочка: а) кровеносные сосуды. |
5.4. Итоговый контроль знаний:
|
|
-ответы на вопросы.
|
|
1. Из каких отделов состоит дыхательная система?
2. Что входит в состав воздухоносных путей дыхательной системы?
3. Функции дыхательной системы.
4. Общий план строения стенки трахеи. Тканевой состав оболочек трахеи с источниками развития.
5. Строение бронхиального дерева.
6. Особенности строения фиброзно-хрящевой оболочки внутрилегочных бронхов (сегментарного, субсегментарного, малого).
7. Что такое «ацинус»? Составные компоненты ацинуса.
8. Сурфактантный альвеолярный комплекс, его состав.
9. Назовите функцию альвеолоцитов 1-го и 2-го типов.
10. Чем представлен аэрогематический барьер?
11. Перечислить отделы кожи и их источники развития.
12. Отличительные особенности тонкой и толстой кожи.
13. Функции кожи.
14. Перечислите производные кожи.
15. Локализация и классификация по строению потовых и сальных желез.
-решение ситуационных задач.