Тестовые задания по теме

(Выбрать один правильный ответ).

11. ТИП ЭПИТЕЛИЯ В ТЕРМИНАЛЬНОЙ БРОНХИОЛЕ:

1) многорядный призматический мерцательный

2) многослойный призматический реснитчатый железистый

3) однорядный кубический

4) двурядный призматический реснитчатый

12. ВИД КЛЕТОК, ОБРАЗУЮЩИХ СТЕНКУ АЛЬВЕОЛЫ:

1) альвеоциты 1 типа

2) альвеоциты 4 типа

3) альвеоциты 3 типа

4) макрофаги

13. К ПРОИЗВОДНЫМ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТСЯ:

1) тельца мейснера, ногти

2) тельца мейснера, волосы

3) тельца фатера-пачини, потовые железы

4) ногти, волосы, потовые железы

14. ОСНОВНАЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СУРФАКТАНТА:

1) повышает поверхностное натяжение в альвеолах

2) снижает поверхностное натяжение в альвеолах

3) регулирует водный режим поверхности альвеол

4) снижает поверхностное натяжение в альвеолах, поддерживает нормальную проницаемость аэрогематического барьера и стабилизирует альвеолярную поверхность

15. ХРЯЩИ В СТЕНКАХ БРОНХОВ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НА УРОВНЕ:

1) субсегментарного бронха

2) терминальной бронхиолы

3) долькового бронха (малого)

4) долевого бронха

16. СЛОЙ ЭПИДЕРМИСА, В КОТОРОМ ЛОКАЛИЗУЮТСЯ МЕЛАНОЦИТЫ:

1) роговой

2) блестящий

3) зернистый

4) базальный

17. СЛОИ КОЖИ:

1) эпидермис, гиподерма

2) эпидермис, дерма, гиподерма

3) эпидермис, дерма

4) дерма, гиподерма

18. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КЛЕТОК МЕРКЕЛЯ В КОЖЕ:

1) мезодермальное (из мезенхимы дермы)

2) энтодермальное

3) нейральное

4) эктодермальное

19. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОКРИНОВЫХ ПОТОВЫХ ЖЕЛЕЗ:

1) альвеолярные

2) альвеолярно-трубчатые

3) простые трубчатые железы

4) сложные альвеолярные железы

20. ХАРАКТЕРИКА АПОКРИНОВЫХ ПОТОВЫХ ЖЕЛЕЗ:

1) простые трубчатые

2) простые альвеолярные

3) простые альвеолярно-трубчатые

4) сложные альвеолярные

5.2. Основные понятия и положения темы:

1. Альвеола легочная

2 Альвеолярный мешочек

3. Ацинус легочный

4. Большая клетка (альвеолоцит)

5 Бронхиола дыхательная

6. Бронхиола концевая

7. Волосы

8. Дерма

9. Дыхательная клетка (альвеоло цит 1-го типа)

10. Кожа

11. Межальвеолярная перегородка 2-го типа)

12. Меланоцит

13. Ноготь

14. Подкожная (клетчатка) основа

15. Сетчатый слой

16. Сосочковый слой

17. Фагоцит альвеолярный

При изучении данной темы необходимо проследить стадии развития органов дыхания. Первая закладка лёгкого появляется к концу третьей недели. К 6 мес. заканчивается эмбриогенез легочно-бронхиального дерева и в дальнейшем количество бронхов увеличивается незначительно, однако добавочные ветвления наблюдаются и после рождения. Необходимо усвоить, что к концу внутриутробного периода морфологическое строение легких достигает той степени развития, которая обеспечивает их способность к осуществлению газообмена, реализующуюся после рождения. Альвеолы в течение эмбрионального периода имеют вид спавшихся пузырьков с незначительным просветом. С рождением ребенка усложняется альве­олярная система, увеличивается количество альвеол (1/3 от количества альвеол взрослого), уплощаются респираторные клетки альвеол. Не закончившаяся дифференцировка органов дыхания у детей, их малые размеры оказывают большое влияние на частоту их заболеваний и характер течения болезни.

Затем необходимо изучить классификацию органов дыхания, состоящих из воздухоносных путей и респираторных отделов, где осуществляется газообмен. Воздухоносные пути относятся к слоисто-оболочечным органам, их стенка имеет слои: слизистую оболочку, подслизистую основу, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки. В зависимости от локализации воздухоносные трубочки имеют особенности строения. Следует обратить внимание на понятие «ацинус» - это структурно-функциональная единица респираторного отдела лёгких. В стенках структур ацинуса располагаются альвеолы.

Непосредственно газообмен происходит через структуры аэрогематического барьера. Изучая данный вопрос, следует обратить внимание на значение сурфактантного комплекса - тонкой плёнкой выстилающего изнут­ри стенки альвеол. В заключении нужно уяснять защитные барьеры дыха­тельной системы и их функциональное значение. Далее следует рассмотреть строение кожи. Уяснить, что кожа как орган выполняет много­образные функции, выделить важнейшие из них: ограничительную, защит­ную, обменную, экскреторную, теплообменную, функцию депонирования крови, а также функцию кожи как органа чувств. Обязательно, разбирая строение кожи, следует подчеркнуть органный, многотканевой принцип. Целесообразно повторить материал общей гистологии: однослойный и мно­гослойный эпителий, рыхлую соединительную ткань, плотную неоформлен­ную соединительную ткань, железы.

В коже выделяют два отдела: эпидермис и дерму, имеющие свои источ­ники развития.

Эпидермис, представлен многослойным плоским ороговевающим эпи­телием, состоящим из нескольких клеточных дифферонов. Каж­дый дифферон имеет свой источник развития и функциональное значение. Далее следует изучить строение дермы, состоящей из сосочкового слоя, сет­чатого и подкожно-жировой клетчатки. Рассматривая сетчатый слой кожи, следует отметить, что именно он, в основном, придаёт коже прочность. Кожа испытывает воздействие сил разного направления и для обеспечения максимальной прочности необходимы пучки коллагеновых волокон, иду­щих в разных направлениях. Обратить внимание на обилие сосудов в дерме, особенно много капилляров в сосочковом слое. В дерме находится 2 сосудистых сплетения — поверхностное (в сосочковом слое) и глубокое (в сетчатом слое). Такое строение сосудов обеспечивает не только трофику, но и выполнение других функций: теплоорегуляции и депонирования крови. Далее необходимо вспомнить чувствительные нервные окончания кожи: тельца Мейснера и Фатер-Пачини.

Изучить строение потовых и сальных желёз. В заключении следует обратить внимание на многообразные функции кожи, самого большого по площади органа.

5.3 Перечень практических умений по дисциплине:

Объект изучения Наименование практических умений
Препарат №110. Легкое. Окраска: г.+э. Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении: I.Сегментарный бронх. 1. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б)собственная пластинка; в)мышечная пластинка. 2. Подслизистая оболочка: а) пакеты секреторных отделов желез. 3. Фиброзно-хрящевая оболочка. а)пластинки гиалинового хряща. 4. Адвентициапьная оболочка. а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б)кровеносные сосуды. II Субсегментпрный бронх. 5. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б) собственная пластинка; в) мышечная пластинка. 6. Подслизистая оболочка. а) концевые отделы желез. 7. Фиброзно-хрящевая оболочка: а)островки эластического хряща. 8. Адвентициальная оболочка: а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б) кровеносные сосуды. III.Малый бронх. 9. Слизистую оболочку: а) однослойный кубический эпителий; б) собственная пластинка; в) мышечная пластинка. 5. Адвентициальная оболочка. а) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань; б) кровеносные сосуды.
Схема строения ацинуса, рис.231 (стр.537) Определить и зарисовать: 1 -респираторные бронхи 1-го порядка. 2- респираторные бронхи II-го порядка. 3- респираторные бронхи Ш-го порядка. 4-альвеолярные ходы. 5-альвеолярные мешочки.
Препара№113. Кожа пальцев. Окраска:.г.+э. При малом увеличении найти: I-эпидермис. II - дерма III - подкожно-жировая клетчатка. При большом увеличении. Эпидермис: 1) базальный слон 2) слой шиповатых клеток 3) зернистый слой 4) блестящий слой 5) слой роговых чешуек. Дерма: 6) сосочковый слой; 7) сетчатый слой; 8) пучки коллагеновых волокон; 9) концевые отделы потовых желез; 10) выводные протоки потовых желез; 11) кровеносные сосуды. Подкожно-жировая клетчатка: 13) обезжиренные липоциты.
Препарат №108. Трахея. Окраска: г.+э. Найти при малом увеличении и зарисовать при большом увеличении оболочки трахеи: 1. Слизистая оболочка: а) однослойный многорядный призматический мерцательный эпителий; б) собственную пластинку; в) эластические волокна собственной пластинки. 2. Подслизистая оболочка: а) концевые отделы желез; б) выводные протоки желез; в) эластические волокна; г) кровеносные сосуды. 3. Фиброзно-хрящевая оболочка: а) надхрящница; б) зона молодого хряща; в) зона зрелого хряща; 4. Адвентициальная оболочка: а) кровеносные сосуды.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы.

1. Из каких отделов состоит дыхательная система?

2. Что входит в состав воздухоносных путей дыхательной системы?

3. Функции дыхательной системы.

4. Общий план строения стенки трахеи. Тканевой состав оболочек трахеи с источниками развития.

5. Строение бронхиального дерева.

6. Особенности строения фиброзно-хрящевой оболочки внутрилегочных бронхов (сегментарного, субсегментарного, малого).

7. Что такое «ацинус»? Составные компоненты ацинуса.

8. Сурфактантный альвеолярный комплекс, его состав.

9. Назовите функцию альвеолоцитов 1-го и 2-го типов.

10. Чем представлен аэрогематический барьер?

11. Перечислить отделы кожи и их источники развития.

12. Отличительные особенности тонкой и толстой кожи.

13. Функции кожи.

14. Перечислите производные кожи.

15. Локализация и классификация по строению потовых и сальных желез.

-решение ситуационных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: