Вопрос 3

Схематические опоры.

Схема, как известно, является одним из способов обобщения действительности.

Было бы неразумно не использовать ее в качестве средства овладения этой действительностью, тем более при формировании речевых грамматических навыков, ибо обобщенность присуща им как одно из качеств, на которых покоится механизм переноса.

Впервые вопрос о применении схем в этих целях разработан Л. П. Малишевской. Она выдвинула и обосновала ряд требований к схемам:

а) обобщенность, т. е. способность схемы представить наиболее существенные, инвариантные признаки грамматического явления;

б) конкретизированнссть, т. е. введение в схему вербального компонента, представляющего основную трудность данной грамматической формы;

в) функциональная направленность, т. е. способность показать условия функционирования данной грамматической формы в речи;

г) динамичность, или способность отображать данное грамматическое явление во взаимодействии с другими;

д) репрезентативность, т. е. выделение отдельных компонентов схемы посредством различных цветов, стрелок, цифр, толщины и жирности букв и т. п.

Многообразие схем довольно велико.

Например:

… аm asking (для имитативных упражнений)

… am — ing (для подстановочных)

… (для трансформационных)

Постепенное убывание конкретизированности способствует становлению обобщенности навыка.

И еще один вид схематических (вербально-схематических) опор хотелось бы рекомендовать учителю. Эти опоры пригодятся при обучении диалогической форме общения. Это — функциональные опоры. Такие опоры представляют собой функциональные модели диалогов, они могут быть записаны на карточках (парных и индивидуальных) или проецироваться на экран.

В зависимости от задач обучения можно: определить тактику только одного партнера; определить ее не полностью, а лишь намечать отдельные вехи; предлагать продумывать тактику высказывания самому учащемуся.

Они хороши тем, что способствуют активному вызову в говорении (за счет речевых функций) усвоенных лексических единиц. По примерам вариантов функциональных моделей диалога видно, что в них происходит постоянное комбинирование функций, что развивает умение вести диалог, обучает механизму общения.

Говоря о схематических опорах, нельзя не упомянуть и такие схемы как: а) план города, квартиры и т. п.; б) схема-диаграмма.

Их весьма удобно использовать и на этапе развития умения.

Вопрос 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: